Что связывает Беларусь и Китай и какие цели преследует Поднебесная?

«Китайцы, как и белорусы, медленно запрягают, но быстро едут»

БЕЛАРУСЬ и Поднебесная — давние стратегические партнеры. Дипломатическим связям уже более двадцати лет. Но наибольшую динамику экономические связи набрали в последние годы. Недавний обмен официальными визитами глав государств Александра Лукашенко и Си Цзиньпина можно смело назвать прорывным. Еще больше этот прорыв углубила недавняя встреча двух лидеров в Пекине во время торжеств по случаю окончания Второй мировой войны. 



Проректор Белорусского национального технического университета по учебной работе и международному со-трудничеству Александр ЦЫГАНОВ и заместитель председателя правления торгово-промышленной корпорации «Цюань Шэнь» Чжан ЧЖА во время подписания соглашения о сотрудничестве.

Что связывает наши страны и какие цели преследует Китай? Чем приглянулась ему синеокая? Об этом корреспондент «СГ» беседует с директором Республиканского института китаеведения имени Конфуция профессором Александром ГОРДЕЕМ.

— Александр Николаевич, чем обусловлено повышенное внимание Китая к Беларуси, что ищет он в стране далекой?

— Наша страна в СССР была самой индустриально развитой: здесь собраны все современные авангардные предприятия, которые работали на весь Союз. Вспомните научно-исследовательские учреждения: НИИ ЭВМ, Институт технической кибернетики и так далее. Многое из того, надо отдать должное Главе нашего государства, сегодня не только сохранено, но и развито. Поэтому сейчас для нас важно правильно оценить обстановку и грамотно использовать свои плюсы. Более того — суметь превратить даже свои минусы в плюсы.

Когда послевоенная Япония, например, начала заниматься автомобилестроением, над ней смеялся весь мир: дескать, ребята, куда вам?! И действительно, первый блин у них получился комом. Но это был первый и единственный японский автомобиль, над которым все смеялись. Сегодня все смеются над теми, кто смеялся над японским авто. На что сделали крен японцы? На высокие технологии, хай-тек, робототехнику. 

В Беларуси также есть высокий ресурс в области высоких технологий. Ученые успешно работают с нано- и биотехнологиями, наши IT-специалисты, да и не только они, востребованы во всем мире. То есть страна имеет все для развития. Вот денег не хватает, значит, надо суметь воспользоваться нынешней ситуацией. Например, грамотно вписаться в проект великого Шелкового пути. 

— Какое место в нем реально может занять Беларусь?

— Сегодня экономический пояс Шелкового пути — воплощение китайской мечты в международном формате. Это и первая настоящая внешнеполитическая концепция перехода Китая «от большого государства к сильному». О создании этого пояса Председатель КНР Си Цзиньпин впервые заявил, выступая в Назарбаев Университете в сентябре 2013 года. 

— Но поначалу идея казалась лишь красивой иллюзией…

— Или удачной находкой спичрайтеров или чиновников МИДа, которые готовили визит Главы государства в Центральную Азию. Ведь перебрасывать мостик из прошлого в настоящее или, как говорят в Китае, «ставить древнее на службу современности» — прием весьма распространенный в китайской политике и риторике. Но сегодня в Китае уже учредили Фонд Шелкового пути с бюджетом в 40 миллиардов долларов и возможностью докапитализации. Предполагается создание до нескольких сотен инфраструктурных проектов: железные дороги, автотрассы, электростанции и индустриальные парки.

Для Беларуси очень важно, как уже было сказано, вписаться в этот проект. География нам в помощь: наша страна находится как раз между ЕС и ЕАЭС. Ведь новый Шелковый путь — это в том числе и строительство единой дорожной сети, и усиление сотрудничества во всех сферах экономики. И, что еще немаловажно, в основном на китайские деньги.

На недавней встрече Александра Лукашенко и Председателя КНР наша страна названа важной узловой платформой Шелкового пути, находящейся на его западном участке. В этом как минимум наше транспортно-логистическое преимущество. 

— Ежедневно из Китая в Западную Европу и обратно по Белорусской железной дороге курсирует восемь контейнерных поездов. За прошлый год объем этих перевозок увеличился более чем в три раза. Судя по всему, Шелковый путь в некотором виде уже реализуется?

— Правильно, китайцы спокойно и медленно запрягают, но быстро ездят. В этом жители Поднебесной схожи с белорусами. Конечно, в нашей стране у прагматичных китайцев есть свой интерес. Пекин стремится создать здесь плацдарм для дальнейшего продвижения своих товаров в Европу и страны Таможенного союза. На здоровье! Беларусь может и должна стать хорошей стартовой площадкой для такой экспансии. Так что, предоставляя кредиты нашей стране, они не изменяют своему деловому стилю, поскольку видят конкретную выгоду от реализации таких проектов.

Так, в Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» в 2016 году планируется вложить около 120 миллионов долларов. В проект уже инвестировано около 90 миллионов. К сентябрю следующего года будет создана вся необходимая инфраструктура. Одновременно создается торгово-логистический парк, а по сути, перевалочный хаб из Азии в Европу. Китайская госкорпорация может вложить в создание «сухого порта» под Минском около 500 миллионов долларов.

Для развития инфраструктуры Белорусской железной дороги для реализации концепции «Экономический пояс Шелкового пути» они готовы предоставить до 500 миллионов долларов. И еще масса перспективных проектов. 

— Некоторые политологи утверждают, что наша страна нужна Поднебесной только как транзитная территория. 

— В Китае очень четко представляют возможности нашей страны. В Поднебесной никогда и ничего не делают просто так. Не правы те, кто утверждает, что Беларусь ценна лишь как транзитная страна. Ничего подобного. Главное, что есть у нас, — народ, трудолюбивые люди, способные ко многому. 

Суть в том, что Беларусь реально обладает определенным ресурсом, как я уже говорил, в области нано- и биотехнологий, хай-тека, и китайцы готовы у нас это покупать. В последние годы Беларусь ускоряет внедрение производств с использованием высоких технологий, развивает электронную информатику, тонкие химические технологии, биомедицину, фармацевтику, технологии новых материалов, космоса и других зарождающихся отраслей. Это, безусловно, предоставляет китайским высокотехнологичным предприятиям большие возможности по инвестированию в Беларусь. 

Но нельзя проспать. В последний вагон будет поздно запрыгивать. Китайцы могут все, а если не могут — быстро учатся. Скажем, еще 10 лет назад они не умели производить шоколад. Американцы и европейцы быстро сориентировались и заполнили эту гигантскую нишу. Что, белорусские кондитеры, выпускающие великолепную по вкусу и качеству продукцию, не могли бы занять ее? Да они даже не подумали об этом! Сейчас нам сунуться туда со своим шоколадом или другой «кондитеркой» очень непросто. 

— А, например, с той же «молочкой»? 

— Тоже, говоря откровенно, проспали. Сегодня спохватились, а рынок уже достаточно насыщен разнообразной и качественной продукцией. 

Более того, мы не всегда ценим то, что имеем или производим. Кто из нас знает, что белорусский кефир — особый по своей технологии. Нигде в мире такого кефира нет. Но нашим производителям и в голову не приходит рекламировать его и буквально впихивать на новые рынки. Трудно? Еще бы. Но надо, и притом желательно пораньше других, чтобы не оказаться за бортом. Поздновато спохватились. Китайцы уже распробовали и полюбили европейскую и австралийскую «молочку». Вот вам и традиции. Практически то же самое можно сказать и в отношении любой другой нашей продукции. 

 — В американских учебниках по ведению бизнеса с китайцами написано: «Если вы решили, что выиграли у китайцев переговоры, подумайте внимательно и обязательно найдите ошибку, которую вы сделали». Я к тому, что вести переговоры с Поднебесной — серьезное испытание, своего рода экзамен на знание не только маркетинга, но и философии восточных партнеров. 

— Важно понимать — у них другое мышление. Европейцы, да и мы, что греха таить, мыслим в категориях «да — нет». А вот у китайцев мышление диалектичное, то, что называется переходом количества в качество. Это другая логика. И еще. Несмотря на то что они — люди предельно жесткие, для них очень важны личные отношения, личная дружба, хорошее и честное отношение. Причем не только к ним, но и к своему делу. В этом смысле, кстати, наш Президент как нельзя лучше вписывается в эту философию и китайскую концепцию. Хотя уже многие поняли, что с Китаем не нужно конкурировать. С ним нужно сотрудничать и зарабатывать на этом. Зарабатывать прямо сейчас, пока это не сделали другие!

— Александр Николаевич, благодарю за интервью.

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter