Китайское штормовое предупреждение

7 августа в официальной англоязычной газете China Daily появилась статья, в которой ее авторы – известные китайские экономисты Ся Бинь и Хэ Фань – указали на возможность использования золотовалютных активов КНР для защиты от американского давления на юань.О причинах и последствиях этого заявления на страницах нашей газеты рассказывает известный политолог, специалист по американо-китайским отношениям Александр НАГОРНЫЙ.

– За последние недели американцы резко усилили давление на КНР. Оно стало напоминать вообще  возрождение «холодной войны» в ее наиболее остром варианте.
Американские СМИ ведут с начала лета массированную кампанию против «вредных» и «контрафактных» китайских товаров, а также рассказывают о многочисленных китайских шпионах. Все чаще появляются выступления  экономистов и политологов, призывающих «встряхнуть коммунистический Китай». И, наконец, в игру вступил конгресс США, куда были внесены две однотипные резолюции с требованием бойкота Пекинской Олимпиады 2008 года, подготовленные конгрессменами от обеих ведущих политических партий Соединенных Штатов, демократов и республиканцев.
Только первые обосновывали необходимость такого шага поддержкой «суданских террористов» со стороны КНР, а вторые – нарушениями прав человека в самом Китае.
Конечно, и то, и другое – вполне в традициях американской политики, изначально исповедующей двойные и даже тройные стандарты. Но Китай – это не Советский Союз, и даже минимальную возможность «потери лица» там воспринимают чрезвычайно серьезно. Пекин как бы прошел мимо темы Олимпиады, а тем более не стал развивать ее в связи с проблемами Судана, китайских диссидентов или китайской экологии. Зато буквально на следующий день, после того как в конгресс США поступили антикитайские резолюции, была опубликована интересующая нас статья.
И эффект от нее оказался похлеще, чем от атомной бомбы. Доллар сразу же резко упал относительно других мировых валют, а биржевые индексы, до того падавшие, напротив, выросли. Хотя, казалось бы, какое влияние может иметь ни к чему не обязывающее личное мнение двух китайских ученых на глобальную макроэкономическую ситуацию?
Но Восток – дело тонкое. И все, кому нужно, прекрасно понимают, о чем на самом деле идет речь. Из Пекина этой публикацией был запущен «пробный шар» не только в сторону Вашингтона, но и всего мира. Ведь золотовалютные резервы КНР составляют 1,33 триллиона долларов, из них около 900 миллиардов – государственные ценные бумаги США. Это  официальная цифра, сколько там на самом деле – никто не знает, но есть основания предполагать, что существенно больше.
И дело здесь не только в том, что государственный долг Америки составляет 8,6 триллиона долларов, дефицит торгового баланса с КНР в прошлом году достиг рекордного уровня 232,5 миллиарда долларов, а в этом году наверняка окажется еще выше. Дело в том, что Америка несколько последних десятилетий откровенно живет в долг у всего мира, а курс ее валюты держится только на притоке иностранных инвестиций, включая покупки американских государственных долговых облигаций. В противном случае сверхэмиссия долларов давно привела бы к падению национальной валюты США и к утрате ею статуса мировой валюты. Это как велосипед, который не падает только до тех пор, пока катится. Остановка здесь равна падению.
Так вот, теперь представьте себе, что на рынке американских долгов появляется еще один крупный продавец, который будет, во-первых, предлагать покупателям такие же точно бумажки, что и казначейство с Федеральной резервной системой США, а во-вторых, просить за них уже не доллары, а другую валюту или активы – что именно, не так важно.
Привычная циркуляция мировой долларовой массы при этом неизбежно нарушится, доллар просто рухнет относительно других мировых валют, а от нынешней «глобальной экономики» останутся только региональные ошметки. Что дальше? Очередной мировой кризис и очередная мировая война? США к ней не готовы – им сегодня хватает и Ирака…
Сопоставьте такую вполне реальную перспективу с заявленной США «ценой вопроса»: участие в Олимпиаде-2008 и ревальвация юаня на 15—20% – и вы поймете, что Вашингтону сегодня остается только снять все свои претензии к Пекину. Как он это сделает, через какие механизмы – проблемы уже Вашингтона, а не Пекина.
Реакция же мировых валютных и фондовых рынков на происходящее вполне объяснима. На фоне китайского демарша доллар и должен был провалиться, а корпоративные акции как альтернативные государственным ценным бумагам США активы – вырасти в цене.
Показательно лишь то, что подобная реакция была однотипной по всему миру и чрезвычайно острой. То есть ситуация подтверждает, что глобальная экономическая инициатива сегодня находится уже не в США, а в КНР. Из этой новой реальности теперь всем нам и придется исходить. Но следует добавить, что и Китай в текущий момент не стремится к «тотальной сшибке» с Вашингтоном. Ему необходимо еще 5-7 лет, когда он технологически, политически и геополитически будет готов предъявить США новый код поведения и новый режим устройства мировой экономики.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter