Китайский я выучу только за то...

Китай определенно в моде, по крайней мере, китайский язык — точно: во всем мире его уже изучают 30 млн. человек, а к 2010 году, по прогнозам, эта цифра составит 100 миллионов...
Китай определенно в моде, по крайней мере, китайский язык — точно: во всем мире его уже изучают 30 млн. человек, а к 2010 году, по прогнозам, эта цифра составит 100 миллионов. Многие предсказывают, что в недалеком будущем китайский станет «вторым английским» и его знание будет непременным условием успешного ведения бизнеса.

Сегодня для того чтобы выучить самый распространенный в мире язык, не обязательно ехать в Поднебесную — это можно сделать и в Беларуси: с начала этого учебного года классы китайского языка открыты в четырех минских школах. Недавно сделан и следующий важный шаг: в Пекине подписано соглашение между нашим Министерством образования и Государственной канцелярией КНР по международному распространению китайского языка, которое подразумевает открытие республиканского института китаеведения имени Конфуция при БГУ.

Во всем мире открыто уже 123 института Конфуция. «И на столе у нас лежат заявки об открытии еще 100 учебных центров», — не без гордости говорит Чжао Гочэн, заместитель генерального директора Государственной канцелярии, подписавший соглашение с Беларусью. Объясняя всплеск интереса к изучению языка, который традиционно считается очень сложным, он говорит: «Все больше людей хотят знать Китай, интерес в мире к нашей стране огромен. Институты Конфуция помогают иностранцам не только учить китайский язык, но и учиться китайской культуре. Цель этих учреждений — создать место, где китайцы и иностранцы могли бы знакомиться, лучше узнавать и понимать друг друга».

В отличие от подобных учреждений, созданных некоторыми европейскими государствами, например институтов Гете, Сервантеса или Альянс Франсез, институты Конфуция — не столько учреждения культуры, сколько образовательные центры. Причем создаются они всегда по инициативе принимающей стороны: сначала в Пекине получают заявку от иностранного государства и только потом рассматривают возможность открытия своего института в той или иной стране. Первое подобное учреждение было открыто совсем недавно — в 2004 году.

Центры изучения языка и культуры не случайно названы именем Конфуция. В Поднебесной его считают самым знаменитым в мире китайцем. «Скажи «Конфуций» — и сразу возникнет образ Китая», — говорит Чжао Гочэн. Это не просто философ, в стране его называют «Великий Учитель» — с двух больших букв. В его честь на протяжении двух с половиной тысяч лет по всей стране строили храмы, конфуцианство стало чем–то вроде религии. С недавних пор ЮНЕСКО объявило день его рождения Международным днем учителей и награждает преподавателей премиями имени Конфуция.

Сегодня создание институтов Конфуция за рубежом — один из важнейших государственных проектов. Только в этом году бюджет программы по распространению китайского языка в мире составил 200 млн. юаней (25 млн. долларов). Все подобные учреждения работают по единой модели, в соответствии с единым учебным планом, системой экзаменов и аттестации качества обучения. Здесь обучают не только китайскому языку, но и методам его преподавания — готовят будущих учителей из числа местных граждан.

«На первом этапе в открытие института китаеведения им. Конфуция в Минске мы вложим около 100 тысяч долларов, которые пойдут на приобретение необходимой техники — лингафонных кабинетов и другого оборудования, — говорит Чжао Гочэн. — Потом бюджет будет пополняться как китайской, так и белорусской стороной примерно 50/50. Мы планируем открыть платные курсы, причем все заработанные средства пойдут на дальнейшее развитие института».

Поскольку институты Конфуция создаются в тесном сотрудничестве с учебными заведениями принимающих стран, то в их работе всегда учитывается местная специфика. Об особенностях белорусского учреждения рассказывает посол Беларуси в Китае Анатолий Тозик: «Главная задача, которую мы ставим перед этим институтом, — чтобы он стал комплексным центром изучения Китая. Чтобы не только оказывал помощь в изучении китайского языка или в стажировке преподавателей, но чтобы в этом центре изучалась бы и экономика, и культура Китая. Чтобы он мог оказать реальную помощь в развитии отношений во всех сферах. Для нас, конечно, особенно важна помощь в налаживании эффективного экономического сотрудничества. Сегодня языковой барьер фактически затрудняет сотрудничество в остальных областях. Если бы у нас было достаточное количество инженеров, которые знают китайский язык, им гораздо легче было бы устанавливать контакты с китайскими коллегами. Если бы у нас были специалисты, скажем, в области перерабатывающей промышленности, которую мы сегодня начинаем активно модернизировать, то, конечно, было бы легче искать здесь партнеров для решения этих задач».

По словам Анатолия Тозика, Министерство образования планирует «в следующем году открыть классы с изучением китайского языка во всех областных центрах и в ряде крупных городов областного подчинения».

Чжао Гочэн подтверждает, что Государственная канцелярия по международному распространению китайского языка готова оказывать всяческое содействие в осуществлении смелых планов: «Мы будем оказывать помощь в изучении китайского языка по всей Беларуси. Такие возможности у нас есть». Специально для русскоговорящих учеников выпущены учебники китайского языка, которые безвозмездно будут переданы белорусской стороне. Ежегодно в нашу страну будут направлять преподавателей, причем платить им заработную плату будет китайская сторона.

Ожидается, что минский институт китаеведения откроет свои двери еще до конца этого года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter