Шанс закрепиться на бездонном рынке страны упустить никак нельзя

Китайский разруб

Белорусская делегация, куда вошли руководители десяти крупных мясоперерабатывающих комбинатов и специалисты Минсельхозпрода, вернулась из деловой поездки в КНР. Рабочая программа – насыщенная даже по китайским меркам. По маршруту Пекин — Чжэнчжоу — Нанкин — Циндао – Пекин посетили ряд предприятий по переработке говядины, встретились с представителями деловых кругов, провели переговоры с президентом китайской мясной ассоциации Ли ШИЛОНГОМ и министром главного государственного управления по контролю качества, инспекции и карантину КНР Чжи ШУПИНОМ. Китай — бездонный рынок продовольствия и очень платежеспособный. Занять на нем свою нишу – дело выгодное и перспективное для любой страны. Курица из США, говяжьи потроха из Бразилии,  говядина  из Польши, свиной кишечник из Испании и поросячьи ноги из Австралии – крохотная часть импортного ассортимента. Мы уже поставляем туда ультрапастеризованное молоко в пакетах, масло, сухое молоко и пытаемся расширить номенклатуру и объемы экспорта, конкурируя с мировыми производителями молока и транснациональными компаниями. И тамошним потребителям наша молочка  пришлась по вкусу. Только за пять месяцев  года заработали около двух миллионов долларов — сумма, равная выручке за весь 2016 год. Но даже по белорусским меркам это пока небольшие цифры. Основная причина – в специфике страны. Политика официального Пекина направлена на поддержку собственных компаний,  проблема допуска на страновой рынок не решается на уровне компаний.

Нашей говядиной КНР заинтересовалась еще несколько лет назад. В прошлом году их ветеринарные инспекторы приезжали на наши перерабатывающие предприятия, в мае 2017 года констатировали: качество соответствует. И уже в июле китайская делегация подписала ряд соглашений, регламентирующих поставки в страну. Говядина замороженная, охлажденная, полуфабрикаты – ежегодно планируем поставлять порядка 20 тысяч тонн.

Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов: «Поэтому директора и специалисты мясоперерабатывающих комбинатов и отправились в деловую поездку с конкретной целью — воочию посмотреть и поближе познакомиться с рынком говядины Поднебесной, разобраться в специфике разделки мяса и проанализировать вкусовые предпочтения китайских потребителей».

Вообще, нашу говядину сегодня выбирает добрый  десяток стран. Ежегодно экспортируем более 135 тысяч тонн охлажденного мяса, и по этому показателю входим в топ-10 экспортеров в мире. Мы поставляем ее в Азию, например, в Гонконг, куда за  восемь месяцев продали мяса более чем на миллион долларов. Плюс Вьетнам.

Но Китая до этого года в перечне  не было. Несмотря на то, что на экспорт этого вида мяса в Поднебесную сейчас сертифицировано 8 предприятий, отгружают продукцию пока только два из них — ОАО «Могилевский мясокомбинат» и ООО «Велес-Мит». Как идет реализация и пришлась ли по вкусу потребителю? Алексей Богданов: «Общаясь с местными продавцами, выяснили,  говядина пользуется спросом, есть заказы и цены выгодные. Сейчас задача – расширить ассортимент, включить охлажденную говядину. Именно в этом сегменте рынка мы более конкурентоспособны. Да и охлажденка считается всегда лучшего качества, значит, и цены выше».

Потребление говядины в Китае отличается от привычного для нас. По-другому идет разруб, он более мелкий, да и в магазинах оно представлено совершенно по-иному. Их потребитель больше любит мясо на кости, и оно, как ни странно для нас, стоит дороже, чем вырезка. Алексей Богданов: «То, что мы увидели, позволит нам на перспективу быть более подготовленными. Мы договорились, что на наши предприятия приедут китайские технологи, которые проконсультируют, что необходимо для рынка: как  формировать партии, какова стандартная разделка. Исходя из этого, будем обучать наших технологов».

НАСКОЛЬКО емок рынок говядины Поднебесной? Ежегодное потребление говядины на душу населения — свыше 6 килограммов и оно постепенно растет. При том что в 2016 году в Китае было произведено 7,1 миллиона тонн, потребности потребителей в нем превысили внутреннее предложение более чем на 1,2 миллиона тонн. В этом году, по оценкам экспертов, потребление увеличится еще на 1—2 процента, а к 2020-му китайцы совокупно «скушают» более 9 миллионов тонн говядины. Неудивительно, что объемы импорта колоссальны. По данным «Жэньминь жибао» онлайн, в прошлом году ввезено 825 тысяч тонн, а в  первом квартале 2017 года импорт вырос на 22 процента — почти до 580 тысяч  тонн. Большая часть говядины, причем разных сортов и по разным ценам,  импортируется из Австралии, Новой Зеландии, Южной Америки, Бразилии, Японии, Республики Корея. В этом году (спустя 14 лет) вновь появилась и американская говядина:  Китай ввел запрет в 2003 -м после вспышки в США коровьего бешенства. Так что очевидно, белорусская говядина придется как нельзя ко двору и по вкусу миллиардного населения.

В перспективе сможем не только снять пенку с молока и навар с говядины. У нас в планах и мясо птицы. В Беларуси уже работала инспекция, подписан меморандум о сертификации и доступа на  китайский  рынок. А во время поездки нашей делегации руководитель Департамента главного государственного управления по контролю качества, инспекции и карантину подтвердил: к концу месяца пришлет предварительный отчет о проведении инспекции. Алексей Богданов: «Планируем  в конце этого или начале следующего года открыть для китайского потребителя и вкус мяса птицы».

В Минсельхозпроде уже анонсируют новые поставки: рассматривается вопрос об экспорте речной рыбы – карпа и судака. В Китае традиционно на китайский Новый год есть обычай дарить замороженного карпа. А так как количество семей огромное, потребность колоссальная.

germanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter