Китайская стратегия для Европы

О европейском турне премьер–министра Китая

Китайский премьер–министр Вэнь Цзябао вчера завершил пятидневное европейское турне, во время которого посетил Венгрию, Великобританию и Германию. Европейские страны буквально выстраиваются в очередь за китайскими инвестициями, интригуют для получения выгодных контрактов и мечтают о росте двусторонней торговли. После визита британского премьер–министра Дэвида Кэмерона в Пекин в ноябре 2010 г. британский экспорт в Поднебесную вырос на 20%, теперь же, подписав 12 контрактов, премьер–министры пообещали, что к 2015 году товарооборот увеличится вдвое — до 100 млрд. долларов.


Германия на международной карте Китая занимает особое место — крупнейший торговый партнер в Европе, на нее приходится треть всей китайско–европейской торговли. Так что неудивительно, что нынешний визит Вэнь Цзябао — уже второй за последние 9 месяцев. Таким вниманием китайские руководители не многих радуют.


Например, в Венгрию, где, кстати, самая большая китайская диаспора в Европе, руководитель Поднебесной такого уровня приехал впервые за 24 года. Зато не с пустыми руками: Вэнь Цзябао заявил, что Китай готов купить венгерские правительственные бонды, предоставить кредит на сумму 1 млрд. евро и довести уровень двусторонней торговли до 20 млрд. долларов США к 2015 г.


В Будапеште китайский премьер–министр выступил на торгово–экономическом форуме «Китай — страны Центральной и Восточной Европы», подчеркнув, что потребность друг в друге растет и это требует новых подходов. К тому же Китай последнее время все активнее выталкивает свои предприятия за рубеж, призывая инвестировать, открывать новые производства или скупать испытывающие трудности старые, но известные брэнды (уже куплены Volvo, MG и другие). В этот раз Вэнь был более конкретен, обозначив в качестве приоритета для китайских инвестиций страны Центральной и Восточной Европы. Беларусь к таким странам относится, поэтому стратегия, обрисованная Вэнь Цзябао, нам тоже любопытна.


Первое, что нужно сделать, по мнению китайского премьер–министра, — расширить масштаб торговли. Сегодня доля торговли между КНР и 15 странами Центральной и Восточной Европы — менее 4% китайской внешней торговли. Для исправления ситуации предлагается увеличить взаимную открытость рынков, сократить таможенные и внетаможенные барьеры, усилить сотрудничество в вопросах таможни, контроля качества, товарообмена, въезда и выезда персонала.


Второе — инвестиционное сотрудничество. Для его развития, по мнению китайской стороны, нужно усовершенствовать юридические нормы и упразднить имеющиеся барьеры.


Третий пункт приложения сил — сотрудничество в инфраструктурном строительстве. В Китае накоплен огромный опыт осуществления инфраструктурных проектов, а в странах Центральной и Восточной Европы в таких проектах большая потребность. Вэнь Цзябао назвал строительство моста в Сербии «визитной карточкой» такого сотрудничества. Другой вопрос, что проходит оно не всегда гладко, и недавний скандал в Польше — тому подтверждение. Крупная китайская государственная корпорация выиграла тендер (первый для Китая на территории ЕС) на строительство скоростной трассы, завершить которую планировалось к Евро–2012. Несколько недель назад китайская компания внезапно остановила работы, закрыла представительство в Варшаве . Объяснила все «просчетом» в смете и тем, что фактическая стоимость строительства превысит запланированную примерно на 70%. Хотя понятно, что ценовой фактор был одним из решающих для победы в тендере. Так что этот случай репутацию китайских компаний в Европе изрядно подпортил и теперь им понадобится немало времени и сил, чтобы ее восстановить.


Четвертая область сотрудничества — финансы: взаимное создание филиалов финансовых учреждений и увеличение расчетов в национальных валютах. Китай сейчас вообще активно пропагандирует такие взаимные расчеты — это поможет уйти от долларовой зависимости. Сначала вы финансово не зависите от доллара, а потом политически — от Соединенных Штатов: желание для Китая (как и для многих других стран) и очевидное, и понятное, и все более достижимое.


Ну и, конечно, для развития полноценных отношений нужна народная дипломатия — развитие обменов (особенно, как подчеркнул Вэнь Цзябао, молодежных) в области образования, культуры, здравоохранения, спорта и туризма.


Вот такая, как теперь модно говорить, «дорожная карта» для Центральной и Восточной Европы. У Беларуси, на мой взгляд, есть реальный шанс стать активным участником этого движения — было бы желание.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter