Китайская грамота

Еще в 1903 г.
Еще в 1903 г. датский языковед Хольгер Педерсон сформулировал положение о родстве индоевропейской, афразийской и урало-алтайской семей языков. А это языки, на которых говорят практически вся Европа, Азия и Северная Африка. Раз наблюдается родство всех этих языков, обязательно должен был быть народ, носитель праязыка и общей для сегодняшних европейских, азиатских и африканских стран пракультуры. Так что, возможно, даже загадочным и, казалось бы, таким непонятным китайским иероглифам, иронично прозванным из-за этого в народе китайской грамотой, можно найти объяснение и на нашей культурной основе...

Рассматривая альбом М.Раманюка "Беларускае народнае адзенне", заметил, что узоры на одном из женских головных уборов удивительно похожи на древнешумерские иероглифы. Те же одинаковые изображения елочек, ромбиков, волнистых линий. Вот только разница во времени изображений - две тысячи лет. Головной убор вышит ольшанской вышивальщицей со Столинщины в конце XIX века, а рельеф с древними иероглифами высечен в камне шумерским мастером еще до Рождества Христова. Случайность? А если нет? Узоры ведь, из поколения в поколение передаваемые от матерей дочерям, даже со временем теряя черты оригинала, всегда имеют конкретную первооснову. Если так, то узор, вышитый нашей землячкой, можно с помощью переводов древнешумерских иероглифов попробовать "прочитать", как... книгу. Итак, читаем снизу вверх, как было принято читать в Междуречье: "Река, отражения звезд в воде, поля, лес, звездное небо". Целый пиктографический пейзаж получается! Интересно, но точно такие же изображения нахожу и среди древнейших египетских и китайских иероглифов: елочки - везде деревья, ромбики - поля, волнистые линии - вода. Знак "солнце", кстати, вообще во всем мире одинаково изображался - круг с точкой посередине. В каждом белорусском краеведческом музее хоть кусок бивня мамонта времен мезолита (10 - 6 тыс. лет назад), хоть медный славянский браслетик (9 - 10 вв. н. э.) с такими изображениями солнышка обязательно есть. Вот только наши почему-то до сих пор это изображение скромно называют солярным знаком, а для китайцев, знающих историю развития своих иероглифов, это не секрет: точка в круге - это солнце. А то, что современный иероглиф "солнце" четырехугольный, так это результат многочисленных китайских реформ письменности да самого способа изображения. Кисточкой четырехугольник легче нарисовать, чем круг. И все равно "точка в круге" угадывается.

Кстати, многие изображения, сохранившиеся на наших рушниках, на керамических и костяных изделиях времен неолита, узнаются в китайских иероглифах. О схожести китайского иероглифа "поле" с изображением засеянной нивы на орнаменте белорусского флага упоминалось в прошлых "Мгновениях" ("СБ" N 147, "Наш оберег"). В связи с ромбическим изображением рожаницы можно добавить, что и китайский иероглиф "женщина" состоит из штрихов, при пересечении которых получается все тот же ромб. А китайский иероглиф "красиво, прекрасно" пусть и не с такими, как у нашей рожаницы, но тоже с рожками. В Китае, кстати, сохранился и традиционный женский костюм с "рогатым" головным убором (у нас, наверное, княжеские короны напоминают о тех временах, когда лишь верховный жрец или шаман имели право быть похожими на "зверей-прародителей").

Из школьных учебников по истории древней Беларуси известен рисунок "Герой и птица" с обломка неолитического (6 - 5 тыс. лет назад) горшка. Неспроста наши археологи назвали это изображение древнего охотника "Героем" - очень уж оно напоминает китайский иероглиф "геройский". А "птица"? Птица - она и в Древнем Китае была птицей и несколько видоизмененная угадывается в современном китайском "полете". Вообще, многие китайские иероглифы, связанные с явлениями природы, растительным и животным миром, угадываются в наших орнаментах - те же "рога", "вода", "трава", "дерево". Вот только китайское "дерево", опять же, так часто реформировалось, что изображается теперь вверх ногами, а волнистые линии "воды" выпрямились. Но китаец, знающий историю своих иероглифов, уверен, что без труда может разгадать тайну рисунка, украшающего фрагмент неолитического сосуда со стоянки Камень-8, что на Полесье. И, скорее всего, он сойдется во мнении с нашими археологами. А наши археологи предполагают, что на сосуде изображен дождь: с верхнего небесного свода текут струи дождя в земную реку. Сосуд ритуальный, так что, возможно, в него помещали нечто, предназначенное для духа дождя...

Кстати, в северной части Беларуси находят ритуальные сосуды культуры шароподобных амфор. Люди этой культуры во второй половине 3-го тысячелетия до н. э. пришли в Беларусь с севера Центральной Европы. Примечательно, что точно такие же амфоры с характерными ушками у горловин археологи находят в... Китае. Известно, что в отличие от наших аборигенов неманской культуры "шаровики" занимались уже земледелием и скотоводством. В их захоронениях наряду с человеческими костями усопшего, его жен и, возможно, рабов находят и кости домашних свиней, коз, быков, собак, горшочки с зерном. Сами могилы напоминают захоронения древних египтян и китайцев. Это уложенные камнем ямы, накрытые сверху одним большим камнем или деревом - этакие мини-пирамиды, жилища для умерших. Иногда даже с коридорчиком. Опять случайность? Но, возможно, сейчас кстати будет задать вопрос: "А каким образом так любимая белорусами домашняя свининка, родина которой Индокитай (как, впрочем, и домашних кур с коровами), оказалась в Европе и конкретно у нас? Известно, что 2 тысячи лет назад греки и римляне уже с удовольствием уплетали свиное мясо. Но как-то не верится, что стада этих бедных животных купцы перегоняли по Великому шелковому пути через горные хребты Гималаев да пески пустынь, уже тогда заселенные народами, свинину не очень-то уважающими. Скорее всего, попали к нам домашние животные во времена расселения по свету племен индоевропейцев (4 - 3 тыс. лет до н. э.), когда те добрались и до Индокитая.

Вот оттуда-то, из Междуречья, и покатилась эхом назад в Европу культурная волна. Дело в том, что от берегов Тигра и Евфрата скотоводство и земледелие, искусство обработки металлов и керамики (возможно, позаимствованные у соседей-китайцев) распространились после и в Северной Африке, и в Европе. Если это так, то сходство нашего орнамента с шумерскими и китайскими иероглифами вполне объяснимо.

Однако все не так просто. Сходные между собой неолитические изображения ведь еще древнее! И, кстати, вы не задумывались над тем, как могли внешне выглядеть первые охотники на северных оленей, что 12 тысяч лет назад первыми появились на наших землях? Вряд ли они были голубоглазыми блондинами. Но культ женщины-матери, характерный для предков белорусов, древних шумеров и современных китайцев, у них уже был. Опять, что ли, случайность?..



P.S. Автор благодарен посольству КНР в Республике Беларусь за помощь, оказанную при подготовке этого материала.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter