В Могилев привезли полотна, ни разу не покидавшие стен Третьяковской галереи

Кисти первой величины

Философское полотно «Над вечным покоем» Левитана, «Февральская лазурь» Грабаря, живописная «Красная комната» Жуковского... В музее Бялыницкого–Бирули в Могилеве впервые представлено 20 шедевров мировой живописи из фондов Третьяковской галереи и Национального художественного музея Беларуси. Как отметил на открытии совместного проекта «Бялыницкий–Бируля и художники его круга» Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, нельзя недооценивать роль культуры в межгосударственных взаимоотношениях:

Экскурсию по уникальной выставке для Григория Рапоты провела генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ


— Я был в Тверской области, на «Чайке» — даче Бялыницкого–Бирули — художника, творчество которого связало два наших братских народа неразрывной нитью. Теперь вот присутствую на открытии его музея в Могилеве. Развитие региональных кунсткамер трудно переоценить. Они — обязательный элемент культуры. Если нет места, где можно познакомиться с историей, биографией известных земляков, город, по сути, становится мертвым. Музей в Могилеве, уверен, станет центром музейной деятельности двух стран — Беларуси и России.

Музей Бялыницкого–Бирули в бывшем доме купцов Оношко разместился в 1982 году. В 2013–м был закрыт. И вот после масштабной пятилетней реконструкции, на которую потратили 1,5 миллиона долларов, обрел новую жизнь. Сегодня тут выставлены полотна, до этого ни разу не покидавшие стен Третьяковки. Одно из них — раннее произведение Бялыницкого–Бирули «Из окрестностей Пятигорска», которое в 1892 году купил для своей коллекции Павел Третьяков, крайне редко обращавший внимание на студенческие работы. Впервые уехала из «Третьяковки» и картина «Над вечным покоем», написанная Левитаном на даче «Чайка» Бялыницкого–Бирули в Тверской области. «Чайка», где Витольд Каэтанович прожил более 50 лет, была центром притяжения мастеров искусства: в гости к «белорусскому Левитану» приезжали Коровин, Грабарь, Моравов.

Как отметила генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, на выставке в Могилеве и собраны произведения мастеров, с которыми Витольд Каэтанович дружил и вместе творил.

Заведующая музеем Бялыницкого–Бирули Светлана Строгина говорит, что эта традиция творчески развивается и в наши дни:

— С российскими коллегами мы дружны давно, вместе проводим международный пленэр «Образ Родины в изобразительном искусстве». Он стартовал в 1995 году — в память о нашем великом земляке. В 2017–м, к 145–летию со дня рождения Витольда Каэтановича, мы снова обратились к его творчеству. Мастера кисти из разных стран проехали по его родным местам, где написали полотна, впоследствии занявшие достойное место в музейных коллекциях.

В местечке Крынки около Белыничей, где родился пейзажист, в дни форума побывали директора региональных музеев Беларуси и России. В их числе — руководитель Центра культуры и искусства «Дача «Чайка» Елена Тимакова:

— Впервые я приехала на Могилевщину в 2017–м, а сегодня вижу, как много изменилось за год. В Могилеве после реставрации открыт музей Витольда Каэтановича, теплые впечатления у нас от Крынок, от Белыничского художественного музея. В «Чайке» в прошлом году мы к 145–летию Бялыницкого–Бирули проводили детский пленэр. Есть идея сделать его международным, закольцевать маршрут: Могилев — Удомля — академическая дача Репина — Михайловское — музей–усадьба Репина «Здравнево» под Витебском. А еще — организовать аналогичный взрослый пленэр.

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter