Кислота земли

Чем «удобряем» и что вырастет?
Чем «удобряем» и что вырастет?

Около восьми месяцев прошло с тех пор, как сотрудники гомельского корпункта «Советской Белоруссии» пытались куда–нибудь пристроить старый автомобильный аккумулятор — так, чтобы закон не нарушить и природу не погубить (об этой акции рассказывалось в материале «Аккумулятор без идей», «СБ» за 23 декабря 2005 года). Тогда ничего путного из репортерской затеи не вышло. В приемном пункте вторсырья батарею готовы были принять, но в «сухом» состоянии. На провокационный вопрос, куда деть ядреную жидкость, приемщица простодушно посоветовала... вылить ее рядом с гаражом.

Выяснилось, что в стране просто нет механизма утилизации автомобильных аккумуляторов, принадлежащих частным лицам. Масштабы этой на первый взгляд второстепенной проблемы огромны и быстро растут. Только в Гомельской области сегодня насчитывается около 400 тысяч машин и мотоциклов, которые ежегодно «производят» 100 тысяч отработанных батарей. Обезвреживать эти свинцово–кислотные «экологические бомбы» тогда было некому, каждый автомобилист распоряжался ими в меру своей воспитанности. Ведомства «переводили стрелки».

Публикация «Аккумулятор без идей» стала очень резонансной. Чиновники, чьи организации были упомянуты в тексте, звонили в корпункт «благодарить». Правда, претензий по существу сформулировать так и не смогли. Простые владельцы автомобилей дежурно ругались на тему бездействия властей. Коммерсанты рассказывали, как страшно выгодно и полезно перерабатывать старые аккумуляторы, но сами за это дело взяться так и не смогли с формулировкой «кто ж нам лицензию даст?»...

Много с тех пор кислоты утекло. Возможно, соответствующие органы предприняли соответствующие меры, «утечка» устранена, электролит нейтрализован? Недавно мы решили повторить свой журналистский эксперимент, чтобы выяснить нынешнюю ситуацию. Вновь извлекли из небытия батарею. Ту самую. Зря, что ли, берегли?

...На этот раз отыскиваем другой приемный пункт вторсырья. Торжественно заношу в заветную будку свою ношу.

— А вот как бы аккумулятор сдать? — робко адресую вопрос в темное пространство металлической постройки.

— Принимаем без кислоты, — лаконично разбивает наши надежды строгий человек, вышедший из сумрака.

— А куда ее деть? — осторожно интересуюсь, демонстрируя всем видом готовность тут же ее куда–нибудь деть.

— Не знаю. (Уже прогресс. В прошлый раз, помнится, ответ был более конкретным. — А.Н.)

— Дак в унитаз вылей, — приходят на помощь мужики, сортирующие на заднем плане какие–то картонки.

Не найдя поблизости подходящего унитаза, продолжаю допытываться:

— И много вам так сдают аккумуляторов?

— Много.

— А куда кислоту сливают?

— Не знаю.

— Так мне что, с собой это уносить?

— Да.

Вот и поговорили... Забираю свою батарею и ухожу восвояси. Еще пригодится месяцев через восемь!

Примечательно, что «Коопвторресурсы», как и ранее, ведут прием старых батарей, фактически провоцируя определенный круг лиц (из тех, кому хронически нужны деньги) на вредительство. Чтобы заработать тысячу–другую, им необходимо просто опорожнить на землю пару–тройку аккумуляторов. И, как видно, опорожняют.

Поиски человека, знающего, что делается для решения проблемы, — отдельная эпопея, занявшая не одни сутки. Каждый из десятка чиновников, которым я позвонил, в высшей степени искренне переживал по поводу кислоты, льющейся на землю. Многие объясняли, насколько это вредно. Однако найти того, кто признался бы, что он в ответе за происходящее, так и не удалось. Меня адресовали то в областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, то в Госкомитет по науке и технологиям, то в Минприроды, то в Министерство промышленности, то в «Белцветмет» с формулировкой «может, там знают».

Пинское СП «Полесские аккумуляторы» — главный производитель аккумуляторных батарей в Беларуси. Главный инженер завода Сергей Мельникович говорит, что года полтора назад был разработан бизнес–план по переработке старых аккумуляторов, однако из–за специфики коммерческой фирмы эта затея развития не получила. В основном по той причине, что правом собирать цветной лом обладают лишь государственные структуры — такие, как Белкоопсоюз и «Белцветмет».

— Нейтрализация электролита — достаточно сложная задача, — объяснил Сергей Мельникович. — Мелким коммерческим структурам это не под силу. А большим — не факт, что интересно.

— Проблема висит по–прежнему, — говорит председатель Гомельского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Олег Акушко. — Люди продолжают лить электролит в канаву, за гараж, в канализацию — и гробить все живое.

Впрочем, льют не все. В прошлый раз мы писали об импровизированном хранилище старых батарей, которое вынуждены были создать хозяева гомельской компании «Оникс–плюс». Покупая аккумуляторы в их магазине, клиенты то и дело оставляют старую коробку на крыльце. Что с этим «богатством» делать, предприниматели не знают. Выбросить — рука не поднимается. С тех пор запасы пополнились на несколько десятков штук.

P.S.

По нашим подсчетам, со дня первой публикации на землю только в Гомельской области вылилось еще около 200 тонн серной кислоты. Это больше, чем три железнодорожные цистерны!

Компетентное мнение

Тадеуш ПРОКОПОВИЧ, начальник специализированной инспекции государственного контроля за обращением с отходами Минприроды:

— Свинец, содержащийся в автомобильных аккумуляторах, сегодня от организаций и юридических лиц может принимать только «Белвтормет», а с населением работают Белкоопсоюз и «Белресурсы». Проблема со сбором кислоты и щелочи действительно существует, и мы стараемся решить ее совместно с Министерством торговли. Надеемся, что вскоре заработает принцип «залоговой стоимости», когда при сдаче старой батареи новую можно будет купить дешевле.

Фото Елены СНЕЖКОВОЙ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter