Экологи ЕС бьют тревогу: авиабойкот Беларуси чрезвычайно опасен для Европы

Кислая мина в политической игре

Учиненный Евросоюзом авиабойкот Беларуси — запрет использования воздушного пространства нашей страны для полетов — не только создает лишние неудобства пассажирам и дополнительные финансовые расходы для авиакомпаний, но и чрезвычайно опасен для экологии Европы. К столь неутешительному выводу неожиданно пришли специалисты ЕС.


Потери и просчеты

2 июня Агентство по безопасности полетов Европейского союза (EASA) опубликовало документ о запрете перелетов над Беларусью. Исключение — спасательные операции и непредвиденные обстоятельства. Директива призывает государства — члены EASA проинструктировать своих перевозчиков о том, что воздушное пространство над нашей страной использовать нельзя. Сказано, что документ будет пересматриваться по мере необходимости, но не чаще чем раз в месяц.

При этом двумя днями ранее, 31 мая, на новостном портале EURACTIV.com появилась информация о негативных последствиях для Евросоюза от решения применить санкции против Беларуси в авиационной сфере. Европейская организация по безопасности аэронавигации (Евроконтроль) отметила, что «по причине изменения маршрутов европейских лайнеров в воздушном пространстве ЕС ежедневно стало сжигаться до 79 тысяч килограммов топлива, это уже послужило причиной дополнительных 250 килограммов выбросов углекислого газа (CO2) каждый день».

В среднем перевозчики из ЕС и Великобритании должны пролететь на 40 морских миль (75 км) больше, чтобы соблюдать санкции ЕС против Беларуси, при этом большинство из них меняет маршруты через страны Балтии.

Выбросы оксидов азота — загрязняющих веществ, которые способствуют образованию смога и кислотных дождей, — увеличились примерно на 1200 кг.

Поэтому специалисты считают бойкот белорусского неба опасным для европейской экологии: вскоре Европа может столкнуться с проблемой кислотных дождей.

Об экономических потерях для зарубежных авиакомпаний EURACTIV.com прямо не пишет, но косвенно дает понять, что они будут немалыми: «Авиакомпании поспешили перепланировать маршруты, пересмотрели графики прилетов и вылетов, чтобы учесть увеличение времени в пути и внести изменения в состав кабинного экипажа, столкнувшись с изменением продолжительности полетов». Интернет-издание цитирует представителя европейской ассоциации авиакомпаний A4E Дженнифер Янзен:

— Быстро вносить изменения — это определенная проблема, потому что эксплуатационные последствия весьма существенны, особенно для перевозчиков, у которых могут быть затронуты несколько рейсов в течение длительного периода времени.

Для авиакомпаний облет Беларуси означает огромные потери, отмечает российский авиаэксперт Роман Гусаров:

— Облет — это не только дополнительный керосин, но и оплата рабочего времени, износ техники. Особенно это отразится на странах-соседях. Облететь Беларусь, если ты летишь в Германию из России, еще нормально. А если летишь в Польшу, то нужно лететь фактически по кругу. Полеты на юг Европы, например из Риги в Стамбул, проходили через Беларусь, Украину и Черное море, теперь этот маршрут будет закрыт.

Двойной удар по Балтике.  И двойные стандарты

Вопрос же экологической безопасности, особенно в Балтийском регионе, остается открытым. Как и вопрос благоразумия европейских авиационных и политических властей. В конце 1970-х годов общественные протесты против вредного воздействия кислотных дождей в Европе привели к подписанию Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. А в декабре 1997-го на конференции ООН по изменению климата, прошедшей в Киото, практически все страны приняли документ, в котором были впервые прописаны квоты на выброс парниковых газов для каждого государства.

Вокруг этих квот, да и вопросов экологии в целом, в Западной Европе развернулась нешуточная борьба, сопровождавшаяся многочисленными скандалами. В итоге США ратифицировать Киотский протокол отказались, а в 2020-м вышли и из альтернативного Парижского соглашения по климату. Осенью 2015 года прогремел Дизельгейт — афера концерна Volkswagen, занижавшего количество вредных выбросов у своих авто в угоду экологическим стандартам. В 2009-м мир обсуждал Климатгейт — скандал, связанный с утечкой архива отделения климатологии университета Восточной Англии, доказывающего манипуляции с климатическими данными. Одновременно принимались многочисленные программы, возникали новые фонды, разрабатывались европейские стандарты на загрязнения, производимые автотранспортом («Евро»), к которым тщательно прислушивались в том числе и белорусские машиностроители.

Но сегодня голос экологов утонул в политической суете европейских элит. А проблемы экологической безопасности, столь и тщательно пестуемые «западными демократиями», напрочь раздавлены евроворотилами от геополитики.

И пусть Балтийское море, без того скрывающее в своих глубинах затопленные ядовитые запасы иприта, люизита и прочих отравляющих веществ, рискует подвергнуться дополнительной химической атаке. Но чего не сделаешь ради желания насолить Беларуси! Вот только не слишком ли высокую цену заплатит «цивилизованная Европа» за свои средневековые амбиции?

К СВЕДЕНИЮ

До запрета в белорусском небе ежедневно курсировали порядка 100 рейсов, выполняемых авиакомпаниями ЕС и Великобритании.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter