Киски из подполья

На меня под аккомпанемент разноголосого мяуканья уставились десятки фосфоресцирующих глаз.
Неплохо зная Гомель, я не могла точно сказать, в каком районе нахожусь. Из соображений конспирации мои новые знакомые - две приятные во всех отношениях дамы, - многократно извинившись, усадили меня в старенький грохочущий "Москвич" с ситцевыми занавесками, который петлял по улочкам и подворотням, пока не прибился к потемневшей от старости калитке. Характерный скрип, щелчок пружины - и открылся вид на вольер, огороженный металлической сеткой. Такие рачительные хозяева обычно сооружают для кур, а любители экзотики - для попугаев. На меня же оттуда под аккомпанемент разноголосого мяуканья уставились десятки фосфоресцирующих глаз. Отчего-то вдруг захотелось обратно в "Москвич"...

Тайна пенсионерки

Мои собеседницы - 65-летняя Галина Степановна Климук и 48-летняя Татьяна Ниловна Нестерова - исключительно приятные женщины. Говорить с ними - получать истинное удовольствие. За плечами обеих высшее экономическое образование, нормальная работа, а ныне сравнительно хорошая пенсия у одной и сравнительно пристойная зарплата медицинского работника у другой. Однако вопреки ожиданиям (любой бы сказал: "Многого хотят!"), пенсионерка Галина Степановна подалась в председатели кооператива своей дряхлой пятиэтажки, а Татьяна Ниловна вот уже несколько лет не уходит в отпуск, получая взамен денежную компенсацию. Женщины трудятся сверх нормы не ради того, чтобы накопить на черный день или раз в месяц покутить в ресторации. Говорят, что им пенсионно-зарплатного дохода хватило бы на все радости бытия. Но денег им все-таки не хватает, потому что львиную долю семейных бюджетов "съедают" бездомные кошки, для которых они организовали... тайный приют.

"Сниму жилплощадь для... кота"

- Ничего не могу с собой поделать, - вздыхает Галина Степановна, переодеваясь в рабочую спецодежду и натягивая хозяйственные перчатки для уборки кошачьей территории. - Вижу бездомную кошку на улице - сердце кровью обливается. А зимой у меня вообще начинается бессонница, потому что представляю, как им приходится в холода. Я раньше к ним просто хорошо относилась. А потом стала подбирать. Поначалу кошки жили у меня на четвертом этаже. Собралось где-то за 30. Но очень скоро они истерзали мою отремонтированную квартиру. Пришлось искать для них другое место жительства.

Поиски жилплощади для бездомных животных были непростыми. Представьте-ка свое выражение лица, когда у вас просят взять на "подселение" 38 несчастных котов - именно таков нынче счет "воспитанников" Галины Степановны и Татьяны Ниловны. Но свет не без добрых людей - хозяин обветшалого бревенчатого дома пошел энтузиасткам навстречу. Владелец хаты согласился сдать комнату с окнами во двор за 45 тысяч рублей в месяц и оплату счетов за электроэнергию. Так чудесно коты, отныне стерилизованные, получили отапливаемые метры, "мансарду" в виде вольера с выходом через форточку и двух заботливых опекунш. По три часа утром и вечером приятельницы выкраивают в своих рабочих буднях, чтобы обслужить беспокойный контингент, который не мяукает, когда сыт, а значит, не вызывает приступов раздражения у хозяина дома. Поэтому кормят их чуть ли не до отвала. Галина Степановна добывает на рынке дешевую рыбу, а в одной из городских школ ежедневно ей наполняют ведро отходами, которых хватает на одно столование. Выглядят животные упитанными и чрезвычайно энергичными.

Цунами чувств

Переступив порог кошачьих апартаментов, лишь краем глаза успела заметить летящие на меня объекты: коты без церемоний взбирались мне на голову, карабкались по спине и пытались укрепиться на рукавах. "Обычная картина, - извинялась Татьяна Ниловна, сама увешанная надрывно мяукающими животными. - Хотят есть и нуждаются в ласке". От этого цунами чувств я забилась в угол, чтобы меня не могли окружить и взять штурмом. Успокоились "квартиранты", лишь когда Галина Степановна стала разливать рыбную похлебку по многочисленным тарелкам и мискам, вылизанным, впрочем, в мгновение ока.

- Нет уже сил содержать это хозяйство, - признается Галина Степановна (и мне ли теперь сомневаться). - Только куда их деть? На улицу не выбросишь, потому что погибнут. Там и без них армия таких же ходит. Держать взаперти - не выход. Думаете, в этом кошачье счастье? Каждой нужен хозяин. Я бы сравнила наше прибежище с интернатом. Вроде присмотрены, но хочется тепла и ласки. Поэтому все наши подвиги и жертвы никакой радости не приносят. 38 бедолаг обогрели, а остальные - на помойках.

Пароль: "добрые руки"

Несколько лет назад содержательницы приюта, будучи членами городского общества защиты животных "Доброта", пытались продвинуть в Гомеле идею создания государственно-благотворительного "приемника-распределителя" для бездомных кошек и собак. Но идея из-за дороговизны не нашла поддержки у местных властей. Поэтому подпольные приюты (а в Гомеле сейчас таких не меньше десятка) рассеялись по гомельским домам и квартирам. Их адреса глубоко законспирированы, чтобы не порождать поток подброшенных в добрые руки. В городе есть полуофициальное прибежище для 80 собак и 11 кошек, которых добровольцы содержат в арендуемом помещении, ежемесячно собирая 500 тысяч рублей на оплату аренды, кормление и минимальные ветеринарные услуги. Есть женщина, которая обменяла свою трехкомнатную квартиру в центре Гомеля на частный дом, чтобы 40 ее дворнягам жилось "по-человечески". Еще одна подвижница, вынужденная оставить тяжелую работу из-за болезней, приторговывает жевательными резинками на рынке, выручая деньги на корм своим 30 котам. Специально для них она прикупила маленькую дачу на тот случай, если соседи потребуют очистить квартиру от четвероногих обитателей.

Мальтийский орден

Галина Степановна и Татьяна Ниловна очень верят в сдвиги массового сознания. Когда вера трещит по швам, они подбадривают друг друга вырезками из газет, где, например, пишут о том, что московский мэр Лужков запретил отлов бездомных животных, зато распорядился в каждом округе открыть для них приюты, чтобы стерилизовать и лечить четвероногих. Но больше всего моим героиням по душе опыт острова Мальта (эту публикацию они носят с собой), где кошек и собак на пожертвованные деньги обслуживают ветврачи, а население считает своим долгом их подкармливать, к чему мальтийцев сызмальства приучают в школах. Этот пример заботы о животных так впечатлил компаньонок, что они засели за написание бизнес-проекта по созданию городского приюта для бездомных кошек и собак на государственные и частные средства (готовы делиться своей пенсией-зарплатой и привлечь спонсоров). Конечный продукт совместного творчества женщины планируют передать в Гомельский горисполком, а также в областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды. Если не пройдет на местном уровне, они решительно настроены стучать в двери Национального собрания, чтобы депутаты тоже вникли в проблему бездомных животных: запретили их уничтожение и ввели строгое наказание для хозяев, выбрасывающих своих питомцев на улицу. "Не может быть, чтобы депутаты не имели дома кошек или собак, - лелеет надежду Галина Степановна. - Они нас должны понять".

"Терминаторы" поневоле?

Другие формы борьбы с бездомностью животных сегодня по душе и тем, кто занимается их... уничтожением. Директор специализированной автобазы по санитарной очистке Гомеля Валерий Ткачев совсем не против создания полноценных приютов и проведения массовой стерилизации бродячих. "Думаете, нам нравится уничтожать? - обижается он. - Но пока нет законодательной и финансовой базы для того, чтобы иначе решать эту проблему. На мой взгляд, к стерилизации животных пора отнестись с большим вниманием. Ежегодно в среднем по городу мы отлавливаем более 5 тысяч собак и 2 тысяч кошек. И эта цифра не уменьшается. То есть 20 миллионов в месяц мы тратим только на то, чтобы популяция осталась на разумном уровне, не угрожающем областному центру. Однако в комплексе вопрос не решен".

У и.о. директора Гомельской областной ветеринарной лаборатории Петра Позднякова "домашние приюты" вызывают тревожные чувства: "Там очень трудно создать нормальные условия, а это чревато последствиями и для любителей животных, и для их многочисленных питомцев. Приюты должны быть полноценными - с ветеринарным контролем, хорошим питанием, соблюдением санитарных норм. Такие нужно приветствовать и поддерживать, потому что на гуманном отношении к животным воспитывается общество. Однако запрещать отлов, не предложив реальной альтернативы, пока преждевременно. В прошлом году мы едва сбили волну бешенства среди диких и домашних животных. На мой взгляд, каждый человек должен быть более ответственным за своего питомца, и тогда не будет бродячих кошек и собак".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter