Начинается официальный визит Президента в Молдову

Кишинев встречает друзей

В Молдове буйствует весна. Цветут яблони, вишни, абрикосы. И хотя по ночам еще довольно прохладно, законы природы неумолимо берут свое. Все вокруг постепенно набирает силу, наполняется жизненной энергией солнечного тепла и света, и в какой–то момент ловлю себя на мысли, что нечто подобное происходит сегодня с экономикой этой страны.

В 2016 году президентом Молдовы был избран 41–летний Игорь Додон. Молдавская экономика понемногу преодолевает последствия острых политических кризисов прошлых лет и все более уверенно набирает ход. Сужу об этом по двум показательным цифрам. ВВП страны за прошлый год потяжелел на 4,5 процента, а экспорт за первые два месяца текущего года прибавил почти 40 процентов. Оживляется банковский сектор. В общем, самое время зайти на этот рынок с новыми товарами и проектами. Тем более что молдавская экономика восприимчива сегодня к любым предложениям.

Вспоминаю по этому поводу прошлогодний визит в нашу страну Игоря Додона. Тогда на встрече с Александром Лукашенко он честно сказал, что увиденное им в нашей стране превзошло все ожидания, и Молдове есть чему учиться у Беларуси:

— Тот уровень, на который поднялась промышленность Беларуси, для нас пока только мечта.

Если так, то почему бы не реализовать эту мечту вместе? Тем более что взаимный товарооборот в 220 миллионов долларов явно не та цифра, на которой можно остановиться. В Молдове, кстати, уже налажены сборочные производства белорусских садово–виноградорских и малогабаритных тракторов. Бренд МТЗ запомнился молдавским сельчанам еще с советских времен. С тех пор они не меняют своих предпочтений.

— В прошлом году мы собрали 44 трактора, в этом году планируем 55, — рассказывает директор сборочного производства белорусской техники «Агрофермотех» Сергей Склифос. — У нас есть клиенты, имеющие по шесть–семь белорусских тракторов, специально приспособленных для работы в садах и виноградниках. Соотношение цена — качество у белорусских моделей наиболее оптимальное и приемлемое, особенно для начинающих, молодых фермеров, которые имеют по 30 — 40 гектаров земли. Китайские и корейские машины хотя и дешевле белорусских, но не такие надежные. К тому же тракторы из Беларуси очень просты в обслуживании. В гарантийный период мы выполняем все ремонтные работы. А после владельцы могут самостоятельно обслуживать и ремонтировать технику. Таким образом, сокращаются расходы на эксплуатацию.

С 2012 года в Кишиневе реализуется проект по сборке троллейбусов «Белкоммунмаш». У партнеров с обеих сторон есть потребность и желание расширять производственную кооперацию. В частности, в совместных планах выпуск в молдавской столице автобусов МАЗ.

С недавних пор молдавские власти запустили программу «Хорошие дороги для Молдовы». Она предусматривает реабилитацию более 1.200 километров дорожной сети и охватит почти 1.200 населенных пунктов страны. На днях белорусский посол в Кишиневе Сергей Чичук встречался с министром экономики Молдовы Кириллом Габуричем и предложил создать консорциум с участием белорусских компаний для реализации проектов по восстановлению и строительству дорог и дорожной инфраструктуры в Молдове. В стадии обсуждения и вопрос о возобновлении прямого воздушного сообщения между Минском и Кишиневом.

В Кишиневе работает целая сеть торговых объектов, продающих белорусские молочные продукты. Молдаване ценят их за превосходное качество и отменный вкус. А еще им интересен наш опыт в развитии сельского хозяйства и, в частности, в строительстве современных молочно–товарных комплексов. Так что и в этом направлении открываются неплохие перспективы для расширения сотрудничества.

Ну и какая же Молдова без вина? Натуральные виноградные вина и коньячная продукция — это основа молдавского экспорта, в том числе в Беларусь. Недаром ООН назвала Кишинев мировой столицей винного туризма–2018. Наши предприятия уже сотрудничают с молдавскими коллегами по совместному розливу коньяка. Этот бизнес будет расширен.

Более детально проекты двустороннего сотрудничества планируется обсудить на завтрашнем белорусско–молдавском форуме делового и межрегионального сотрудничества. О его результатах расскажу чуть позже. Пока же отмечу, что к подписанию готовится около 20 договоров и контрактов в сфере машиностроения, фармацевтики, межрегионального взаимодействия.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter