Реставрация Красного костела: готовность номер один

Кирпичик к кирпичику

Красивый и нарядный, как игрушка, Красный костел — один из символов Минска, пожалуй, самый узнаваемый. Кто бы ни приезжал к нам в гости из какой угодно страны, посещение площади Независимости и фото на фоне краснокирпичных башен будут обязательным и одним из первых пунктов культурной программы. Тем горше наблюдать, как год от года все сильнее видны следы времени и непогоды на ярких стенах. Конечно, костел функционирует, несмотря на то, что проблем с эксплуатацией здания хватает. Тем не менее 100 лет без капремонта — мягко говоря, чересчур долгий срок, а ценность памятника архитектуры слишком велика, чтобы позволить ему разрушаться и дальше. Сегодня неравнодушная общественность может радоваться: «скорая помощь» уже в пути, реставрация Красного костела начнется в этом году.

Ксендз Владислав Завальнюк и главный инженер КУП «Мiнская Спадчына» Михаил Жих: первоочередная задача – вернуть Красному костелу исторический облик.

Ксендз Владислав Завальнюк, капеллан костела св. Симеона и Елены, проводит нас по подземным помещениям, где располагаются библиотека им. Адама Мицкевича, воскресная школа, поэтический театр «Знiч». Следы на стенах и потолках свидетельствуют о том, что течет кровля, и течет всерьез: вода по перекрытиям доходит до подвалов. В зале для богослужений, если запрокинуть голову, также видны белые пятна на потолке — места, где осыпалась штукатурка вместе с частью росписи. Обойти костел снаружи и глянуть повнимательнее — без труда заметишь разрушающийся кирпич на стенах и фасаде. И это лишь то, что видно глазу среднего обывателя.

Здание два с лишним года назад приняло на баланс КУП «Мiнская Спадчына», отвечающее за реставрацию и реконструкцию исторических объектов столицы. Красный костел внесен в Государственный список историко–культурных ценностей, напомнил главный инженер предприятия Михаил Жих:

— Объект очень значимый для города, для народа и для белорусской культуры в целом. Поэтому подходить к нему надо предельно трепетно и осторожно. В советские годы здесь располагался Дом кино, но сегодня костел работает по своему прямому назначению. И в настоящее время, понимая, что мы находимся в исторической среде и в охранной зоне, нужно соблюдать главный принцип — не навреди! Любое вторжение в памятник, конструктивное либо декоративное, недопустимо.

В процессе проектирования в организации поняли: единовременно провести полную реконструкцию и реставрацию объекта не получится, слишком велик объем работ. Поэтому они разделены на очереди, первая стартует в 2017 году. Михаил Жих:

— Мы выходим на экспертизу буквально через неделю. Основная задача — привести внешний облик костела в максимально достоверное первоначальное состояние путем реставрации фасада, витражей, замены отдельных дверных блоков, покрытия кровли.

Чисто техническая проблема состоит в том, например, что кирпич, из которого построена базилика, производился за пределами современной территории Беларуси. Чтобы провести реставрацию фасада методом вычинки (когда каждый разрушенный кирпичик заменяется целым и новым), специалисты КУП «Мiнская Спадчына» разыскивают подходящий стройматериал — задача не из самых легких. Черепицу для покрытия кровли также нужно выбрать таким образом, чтобы вернуть памятнику его исторический облик. Сейчас костел покрыт металлочерепицей, вид которой далек от аутентичного. Это грубейшее нарушение, некорректная трактовка памятника, объяснил главный инженер.


К сожалению, на многих объектах историко–культурного наследия сегодня работают не реставраторы, а просто профессиональные строители, и реконструкция или ремонт производится материалами, неоправданными с исторической точки зрения. В итоге любители старины негодуют: из храма или замка сделали очередной коттедж с евроремонтом. «Мiнская Спадчына» подходит к вопросу со всей ответственностью: проведены комплекс научных исследований, физико–химические испытания всех материалов, которые формируют облик здания, от кирпича до кладочных смесей.

— Я думаю, что к зимним праздникам мы уже сможем увидеть костел в максимально первозданном виде, — высказал надежду Михаил Жих. — Вторая очередь (хотелось бы, чтобы она стала перспективой следующего года) будет посвящена инженерному обеспечению, внутренним отделочным работам. К сожалению, до реставрации и воссоздания фресок мы можем не дойти, но есть необходимость вернуть ту фресковую живопись, которая была украшением главного богослужебного зала. Чтобы получить аутентичные фрески, нужно подвергнуть стены кропотливому исследованию, зондажам. Этот вопрос мы сегодня в Красном костеле не решим, но просматривать его в будущем как отдельную целевую задачу должны.

Каких реставраторов привлекать, определит процедура торгов, в результате которых будут выбраны подрядные организации, имеющие опыт работы на исторических объектах и памятниках архитектуры, и реставрационные подразделения.

— Проблем сегодня много, — признается ксендз Владислав Завальнюк. — Непросто, но терпим. Сейчас, можно сказать, забрезжил рассвет. Мы были на раде в Министерстве культуры, естественно, были высказаны некоторые замечания, ряд моментов предстоит отшлифовать и доработать, но главное начать — вместе, разом.

Есть у ксендза–капеллана и мысли об оживлении городской среды вокруг Красного костела:

— Хочу убрать «китайскую стену», которая отделяет костел от площади, и сделать ступеньки. Моя идея: проводить здесь различные музыкальные фестивали. На площади хватит места для больших сводных хоров в 300 — 500, да даже и в 1000 человек, для симфонического оркестра. Если вынести на башни костела акустическую систему, можно транслировать органную музыку — мы надеемся, что со временем у нас появится хороший орган. Если разработать концепцию, продумать инфраструктуру, можно сделать так, что нам позавидуют и Рига, и Краков, и Париж.

В самом деле, прекрасная, любовно благоустроенная площадь сегодня практически пустует, а ведь Красный костел при правильном подходе мог бы стать не меньшим центром притяжения, чем площадка у Ратуши, где с весны до глубокой осени проходят концерты, устраиваются фестивали и прочее веселое кружение, столь притягательное и для туристов, и для горожан. Подобное решение — как раз в духе современных европейских концепций развития исторических объектов, которые должны полноценно включаться в городскую среду, оживлять ее и притягивать как можно больше заинтересованных людей.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter