Неизвестные подробности: как расследовали убийство минчанки, найденной на Вилейском водохранилище

Кирпичи на совести

Трехлетней давности убийство Людмилы Тиханковой, погибшей от рук бывшего мужа, породило немало дискуссий. Одни жалели супруга, безупречного семьянина, поддавшегося эмоциям. Другие говорили, что, хотя погибшая отчасти сама виновата, приговор суда справедлив. Но речь сейчас пойдет не об оценке, не о причинах и даже не о судебном процессе. Такой информации было предостаточно. А вот подробностей о самом расследовании этого сложного дела в прессе до сих пор не было. Как следователи раскрыли его? Ведь явных улик почти не имелось. Сегодня мы расскажем, как изобличили преступника.

Игорь Шатило и Юрий Павловец делятся подробностями расследования.
Фото Александра КУШНЕРА.

В мае 2013–го в городе искали без вести пропавшую минчанку 1974 года рождения. Отрабатывалась и версия убийства, но объективно ничто на это не указывало. Никаких доказательств. Дело заглохло. И вдруг спустя немало времени жуткая новость: в Вилейском водохранилище найдено женское тело. На погибшей был именной медальон с надписью «Людмила». Не та ли это гражданка, которая загадочно пропала три года назад?

Заместитель начальника УСК по Минской области Игорь Шатило вспоминает: «Мы не знали, кто она и как оказалась в воде. Версий было много. Первоначально проделали колоссальную работу по установлению личности убитой. Все делалось на основе различных мелочей. Крестик, медальон, анализ многих дел без вести пропавших помог разобраться, что это действительно Людмила Тиханкова». Но кто причастен к убийству? В чем мотив? Три года прошло, поэтому причину смерти затруднялись установить даже судмедэксперты. Большую роль сыграли данные, которые следователи почерпнули из дела без вести пропавшей. Игорь Васильевич говорит, что изучил его, вник и сделал необходимые выписки: «Как–то сразу в круг подозреваемых мы включили бывшего супруга Тиханковой. Здесь важно было составить его психологический портрет, чтобы понимать, как с ним работать. Требовались доказательства. Такие преступления всегда тяжело раскрыть. Важно было понять, как развивались отношения пары. Благодаря делу о без вести пропавшей мы получили информацию, как они познакомились, как отношения строились после заключения брака, что послужило причиной раскола в семье. Изучили всю подноготную каждого из них».

Почему следствие пришло к выводу, что причастен Тиханков? Буквально поминутно проверили все его показания. При сопоставлении допросов было что–то не так — где–то в мелочах он врал. Благодаря техническим возможностям установили: в день убийства он находился недалеко от прежнего места жительства. Тиханков же утверждал, что не был там. Игорь Шатило рассказывает о проработанном плане: «Мы должны были заставить его начать совершать ошибки и натолкнуть нас на верный след. В последующем так и произошло».

Андрей Тиханков на скамье подсудимых.

Занимался этим делом следователь отдела по расследованию преступлений против личности и общественной безопасности Юрий Павловец. Говорит, что было сложно: «Тремя годами ранее ему удалось отвести от себя подозрения. Второй раз мы решили пойти другим путем. Работали не с Тиханковым, а с его окружением, родственниками. Дозированно давали им информацию, известную нам, чтобы раскрутить ситуацию. Предоставляя преступнику много информации, ты даешь ему больше вариантов для версий. Мы рассчитывали, что близкое окружение Тиханкова будет передавать ему эти сведения. Хотели посмотреть на его реакцию. Он не понимал, что происходит: всех допрашивают, а его нет. Стал совершать ошибки. Оперативники следили за ним. И тут он посреди рабочего дня поехал в какой–то гараж, сведений о котором мы не имели. Причем эта недвижимость находится недалеко от места, где Тиханков жил раньше с первой женой». Там он взял четыре кирпича и выбросил их в мусорку. Следователи среагировали. Прибыли на место. Изъяли кирпичи.

Понимая, что преступление скоро раскроют, Тиханков совершил еще одну ошибку. У него была лодка: любил рыбачить. Неожиданно он просит своего друга забрать это суденышко. После таких, казалось бы, незначительных эпизодов появились основания для предметного разговора. Ведь выяснилось, что точно такие же кирпичи были обнаружены в сумке с телом убитой. А на той лодке он часто удил в водах Вилейского водохранилища...

Еще стало известно: в тот день он встречался с убитой по поводу ее трудоустройства. Кроме того, в реке Свислочь, неподалеку от нового места жительства Тиханкова, были обнаружены трудовая книжка и паспорт его бывшей супруги. Были получены косвенные доказательства. Приняли решение задержать Тиханкова. Подозреваемого опросили с помощью полиграфа: реакция на некоторые вопросы говорила о его осведомленности о способе и месте совершения преступления. Сведения, полученные с помощью аппарата, не могли быть доказательствами. Но для следователей они полезны как подтверждение правильности направления расследования. Юрий Павловец грамотно выстроил допрос. Изучили психотип Тиханкова, тщательно продумали формулировки вопросов. Каждый из них должен был добавить уверенности — доказательства есть. Ведь подозреваемый оказался человеком неглупым. По прослушке ни разу не прокололся. Было важно его не спугнуть. Следователи постепенно усиливали вес доказательств, делая вид, что вся картина им уже ясна. И обвиняемый не выдержал — сознался. Юрий Павловец вспоминает: «Когда Тиханкова загнали в угол, тот сказал: слава богу, что все закончилось, вы не представляете, как я жил все это время».

Игорь Васильевич Шатило в завершение разговора делится своим субъективным мнением: «Необычное дело... Трагический апогей развития отношений людей, которых раньше связывали сильные чувства. Это расследование — красноречивый пример того, как разные ведомства и службы, слаженно работая, продумав каждый шаг, пришли к общей цели. Помогли подготовительная, аналитическая работа, выдержка и неспешность. Это классический пример грамотной оперативно–следственной комбинации».

zhur@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter