"Киношок": Анапа, свежо. Ветер восточный

Фестиваль стран СНГ и Балтии "Киношок", проходивший в Анапе в 13-й раз, своими результатами поверг в нешуточный шок многих кинематографистов.
Фестиваль стран СНГ и Балтии "Киношок", проходивший в Анапе в 13-й раз, своими результатами поверг в нешуточный шок многих кинематографистов. В последние годы азиатское кино неизменно оказывается в лидерах и на более престижных кинофестивалях. Но жюри "Киношока" (интернациональное, как никогда прежде, - в этот раз право судить новое кино бывших братских республик предоставлялось признанным мастерам экрана не только из СНГ, но и из большей части стран Европы) чуть ли не все призы и дипломы разделило между Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. Правда, специальный диплом фестиваля достался все-таки российскому фильму "Марс". А точнее, его режиссеру - 27-летней Анне Меликян, большая часть жизни которой прошла в Баку.

Восточная ментальность входит в моду или причина в чем-то другом? Главный приз "Киношока" - "Золотую Лозу" - получил казахский режиссер Рустем Абдрашев, снявший поэтический фильм о первой любви "Остров Возрождения". С живописными песками, верблюдами в снегу - очень красивый фильм, видимо, сказывается творческая биография Абдрашева, долгое время работавшего художником в театре и кино. Но жюри отметило эту картину не только за красоту. Новое казахское кино - желанный гость многих международных фестивалей, глубина восточных притч на экране производит впечатление... Поэтому лучшим режиссером "Киношок" назвал казаха Серика Апрымова, лучшим сценаристом - киргиза Эрнеста Абдыжапарова. Опять же "за психологизм". А лучшими актерами признали профессионального актера Надира Сайдалиева и вчерашнего продавца мороженого Абидана Асомова из Узбекистана, сыгравших в комедии "Великан и коротышка", накануне с огромным успехом показанной в Индии. Кстати, если оценивать кинематограф бывших советских азиатских республик, больше всего здесь заметно как раз влияние индийского, турецкого и иранского кино. И хотя "Киношок" в шутку называют еще и фестивалем СССР, общее вгиковское прошлое старших постепенно сменяется здесь общим будущим молодого поколения, одинаково свободно получающего образование как в Москве, так и в других киношколах. Молодых режиссеров в Анапе, традиционном месте проведения этого кинофорума, с каждым годом все больше.

С удовольствием отметив этот факт, почетный гость фестиваля Эльдар Рязанов официально заявил, что намерен покинуть большое кино. Последним фильмом 77-летнего мэтра станет исторический фильм о Хансе-Кристиане Андерсене, работой над сценарием которого Рязанов занят в настоящий момент.

Немало лестных слов на "Киношоке" прозвучало и в адрес белорусского кино. Правда, звучали эти слова в первые дни фестиваля, еще до показа в конкурсной программе беларусьфильмовской картины "Дунечка", которую члены жюри и журналисты, как сговорившись, обошли дружным молчанием. Разве что иногда скупо поясняя свою позицию "вежливостью к памяти великих". Что бы там ни было, а "свежей крови" нашему кино действительно не хватает...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter