Кинопробы: дубль за дублем

Вчера у Президента состоялась очередная встреча по вопросам развития кинематографии...

Вчера у Президента состоялась очередная встреча по вопросам развития кинематографии. В зал «Республика» резиденции на К.Маркса, 38 были приглашены все, кому небезразлична судьба белорусского кино: сценаристы, режиссеры, продюсеры, критики, прокатчики и даже студенты академии искусств. И снова рефреном звучал вопрос: когда же в стране появится наше национальное кино, которое будет не стыдно показывать и интересно смотреть? Дискуссия длилась более четырех часов...


С анализом нынешнего состояния белорусского кинематографа выступила завкафедрой литературно–художественной критики Института журналистики БГУ Людмила Саенкова. Она отметила: наши фильмы часто грешат откровенной халтурой. Утрачено искусство точной передачи времени. В лентах о войне, например, на крышах домов мелькает современная металлочерепица. Огорчают штампы: если картина о Великой Отечественной, то обязательно на экране будут лужи крови... Последние фильмы невоенной тематики тоже не отличаются большой художественной ценностью.


Коротко говоря, наша кинокритика пока не видит картин, которые могли бы претендовать на статус национального фильма. А ведь потребность в произведении, которое бы объединяло всех нас, помогало лучше понять свою страну, свою историю, нынешнее время, самих себя, сочетало общечеловеческое и национальное, несло в мир белорусскость, давно назрела. «И у меня есть надежда, что такой фильм у нас появится», — закончила Людмила Саенкова.


Этой надеждой живем все мы, любители кино. Но что мешает ее воплощению? Киностудия «Беларусьфильм» уже вроде как не бедствует. Закуплены современные камеры, монтажные столы, другое необходимое оборудование. Выражаясь хозяйственным языком, создана крепкая материально–техническая база. Но настоящего художественного произведения, равного или хотя бы близкого по силе старым лентам «Дикая охота короля Стаха», «Белые Росы», «Город мастеров», нет. О причинах вчера много говорили молодые сценаристы и режиссеры. У них есть претензии к бюджету: денег на создание кино следует выделять больше. К телеканалам: не хотят брать их картины. К администрации «Беларусьфильма»: многие интересные сценарии не получают движения. В выступлениях молодых кинематографистов было много эмоционального, личного. Но для себя с сожалением отметил, что говорили они гораздо больше о деньгах, чем о творчестве. Что рынок у нас узкий, что зарплаты в Минске платят не те, нежели в Москве или Варшаве... Все это, видимо, справедливо. Вот только много ли в истории подлинных художников, которые росли и развивались в тепличных условиях? Можно закупить самое лучшее оборудование, повысить зарплаты... Но ведь в кинематографическом, как и в любом другом искусстве определяющим является не материальная база. А талант, наитие, вдохновение и кропотливый, напряженный труд. Выступавший на встрече министр культуры Павел Латушко напомнил рецепт Короткевича: «Пicаць трэба так, каб вашы кнiгi ў бiблiятэках кралi. Мае — крадуць». Жаль, современные белорусские ленты не пользуются вниманием видеопиратов. И зрителей на продукцию «Беларусьфильма», как отмечалось вчера, приходится «организовывать».


«Если вы, прежде чем говорить о деньгах, не будете говорить об идейном, нравственном — ничего не получится», — высказал молодым кинематографистам свою точку зрения Александр Лукашенко. Творческий человек должен быть самоотверженным, в хорошем смысле этого слова больным профессией. «Тогда и деньги придут, и все остальное», — сказал Президент. Он несколько раз подчеркнул, что заинтересован в том, чтобы национальная творческая интеллигенция была яркой. Потому что у государства с «серой» интеллигенцией нет серьезных перспектив. Государство, продолжил Александр Лукашенко, будет поддерживать кино деньгами и завтра, и послезавтра. Но оно не может само создавать таланты. Кино — не материальное производство, не промышленность, не сельское хозяйство. Никто не требует и не просит от наших кинематографистов гнать «вал». Пусть в Беларуси за пять лет появится хотя бы одна достойная во всех отношениях картина. И это будет замечательно. Государство, как меценат, всегда поддержит талантливых авторов. Но прежде они не словом, а делом должны доказать, что чего–то стоят.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter