90 лет со дня рождения режиссера Георгия Данелия — повод пересмотреть его фильмы

Киномарафон шедевров

Юмор, лирика, любовь к человеку — три кита творческой философии Георгия ДанелиИ

Режиссер Георгий Данелия с успехом снимал картины комедийные и лирические о современности, экранизировал классику, освоил и по-своему переосмыслил фантастический жанр, выпустил полнометражную анимационную ленту. Сочетал несочетаемые жанры, открывал новых артистов, верил в приметы и актеров-«талисманов», которых снимал из картины в картину, находил в мелочах поэзию. 25 августа поклонники творчества мастера отметили 90-летие со дня его рождения.

kprfkro.ru

Даже прочитав воспоминания Георгия Данелии, состоящие из трех томов («Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьет до дна», «Кот ушел, а улыбка осталась»), трудно сказать, как режиссер определял свой «творческий метод», какие темы и почему его привлекали. Оператор Павел Лебешев говорил, что в советском кино есть два режиссера, столь изобретательных, что способны снять кино по телефонному справочнику, — это Георгий Данелия и Сергей Соловьев. Георгий Николаевич намеренно оставляет в своих книгах впечатление, что все шедевры получались у него случайно, вопреки обстоятельствам и придиркам худсоветов, создавались почти на коленке. Что, мол, не было за ними пота и слез художника, что сотканы они из воздуха своего времени, случайных встреч и общения с талантливыми людьми, привнесенными жизненными факторами. Под дождем идет девушка, а рядом с ней едет парень на велосипеде и держит зонтик. «А дальше?» — «А дальше я не придумал…» Согласитесь, красивая легенда о создании фильма «Я шагаю по Москве» и эффектный диалог между режиссером и сценаристом Геннадием Шпаликовым. Так ли оно было на самом деле — какая разница. А что если инопланетяне не ра­зумные и опередившие нас в развитии существа, а эгоистичные вырожденцы? И вот уже запульсировал замысел, обрастая подробностями. И дальше в рассказе о создании «Кин-дза-дза!» все в том же духе: только юмор, нелепости, накладки, случайности, которые преодолевались, и в результате родилось культовое кино. Декорация из Москвы уехала по другому адресу? Найдем! Валентин Гафт отказался от съемок? Звоните Яковлеву!..

В интервью 2012 года, записанном на фестивале Башмета в Минске, знаменитый композитор Гия Канчели в нашей беседе «Тихая муза Канчели» сказал так: «Я даже где-то написал, что работу со Стуруа можно сравнить с отдыхом в санатории, а работу с Георгием Николаевичем... Я, правда, никогда в тюрьме время не проводил, но, наверное...» — «Что-то близкое к этому?»  — «Да. Но странно, в конечном итоге от сложной работы с Данелией остается чувство необыкновенного удовлетворения. Вот сейчас я писал музыку для анимационной версии «Кин-дза-дза!»... И у меня было шесть смен работы с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. На записи Данелия истязал меня, я — дирижера, дирижер — оркестр, а в конечном итоге все счастливы. Поэтому я сказал ему: «Георгий Николаевич, с тобой работа какой-то странной получается: мазохизм со знаком плюс — тяжело, но все остаются довольны».

Первые работы Данелии — «Сережа» (совместно с Игорем Таланкиным), «Путь к причалу», «Тридцать три», «Не горюй!» — свидетельствовали, что в советский кинематограф пришел самобытный и яркий режиссер с собственным почерком. Когда закончились съемки фильма «Я шагаю по Москве», члены худсовета в очередной раз сказали: «Непонятно, о чем фильм». «Это комедия», — ответили режиссер и сценарист. «А почему не смешно?» — «Потому что это лирическая комедия». — «Тогда так и напишите». Создатели ленты написали. Так возник новый жанр — лирическая комедия. Безудержная сатирическая комедия «Тридцать три» и вовсе легла на полку на долгие годы.

У него были единомышленники, с которыми он сочинял свои киноистории: Геннадий Шпаликов, Виктор Конецкий, Резо Габриадзе, Виктория Токарева, Александр Володин… Георгий Николаевич был интеллектуалом, но никогда не выпячивал свою эрудированность. Политикой в отличие от многих коллег, к примеру, Элема Климова или Станислава Говорухина, не занимался. Длинным монологам героев предпочитал краткие афоризмы.

Любил парадоксальные решения: так, на главную роль в «Афоне» взял не молодого актера, каким он был написан в сценарии Александра Бородянского, а пожившего и опытного Леонида Куравлева, отчего история о поисках жизненного пути, одиночестве и самореализации стала еще более щемящей. Тяготел к притчевому философскому языку, был, как и многие советские режиссеры, искренним поклонником творчества Федерико Феллини. В то же время умел создавать зрительские, народные истории, легко и вдохновенно написал вместе с Викторией Токаревой для своего друга режиссера Александра Серого сценарий комедии «Джентльмены удачи», ставшей кинохитом.

Действительно, большое значение придавал музыке, работал с лучшими композиторами своего времени — Андреем Петровым и Гией Канчели. Считал, что искусство не может идти прямым путем, не любил простых формул, всегда искал парадоксальное решение образа, эпизоды, темы. Может, поэтому так прочно впаянные в советский быт «Афоня», «Осенний марафон», «Мимино» и сегодня смотрятся вполне современно. Потому что за балагурством Афони, его напускной веселостью, легкомыслием и праздным образом жизни, за трусоватостью Бузыкина и бравадой Валико Мизандари идет вневременной и извечный разговор о человеке, его предназначении, мечтах, достоинстве, любви и жертвенности.

Одна из самых мрачных картин мастера — «Слезы капали» — была снята после гибели от наркотической зависимости сына Николая, режиссер чувствовал себя опустошенным и покинутым… Настроение передалось и фильму. Современная трактовка одной из сказок Андерсена пугала. Евгений Леонов сыграл нетипичную для себя роль Павла Ивановича Васина, которого раздражают семья и коллеги. 1982 год на дворе — а как органично вписывается этот нетипичный для Данелии фильм в европейскую традицию богоискательского кинематографа Бергмана или некоммуникабельные истории Антониони… Какими точными средствами переданы экзистенциальная пустота героя, его нервозность и внутреннее опустошение. Какая высокая кинематографическая культура в каждом кадре, с какой любовью и поэзией снята советская провинция.


Московский грузин Данелия в своем творчестве всю жизнь сочетал интернациональные мотивы, как бы это громко ни звучало — объединял народы. Квинтэссенция его отношения к национальному вопросу и разъединяющим нас границам — в ироничной картине «Паспорт». Его мать происходила из грузинского дворянского рода Анджапаридзе. Его дядя — актер и режиссер Михаил Чиаурели, актриса Софико Чиаурели — двоюродная сестра. Георгий Николаевич всегда призывал к объединению человеческих душ и порывов поверх барьеров и границ, как и многие советские кинорежиссеры, был мечтателем и идеалистом. Творил вместе с любимыми актерами, в его круг входили Евгений Леонов, Вахтанг Кикабидзе, Леонид Куравлев, Владимир Басов, Фрунзик Мкртчян, Наталья Гундарева… С радостью работал и с избранными молодыми актерами: Кириллом Пироговым, Полиной Кутеповой, Дарьей Мороз. Они показали себя весьма многообещающе на кино­экране и стали звездами.

Однако жизнеутверждающая интонация в поздних работах «Настя», «Орел и решка» изменилась. Наверное, внутренне он не был готов к социальным пертурбациям. И рядом с неизменной песенкой про Марусю, которая мыла на речке белые ножки, в «Насте» появились мрачные куплеты в исполнении военного хора: «Вот возьму и повешусь, и меня закопают…» То, что раньше было добрым юмором, переросло в сарказм, а в философской интонации появился привкус горечи и безысходности. Большой художник имеет право и на пессимизм. Метафора банальна, но другой не придумаешь: как хорошее вино, с годами кинематограф Данелии, в котором нет ни одной проходной или лишней картины, лишь обогащается новыми оттенками.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter