Онлайн-кинотеатры против традиционных кинозалов: кто кого?

Кино заказывали?

Борьба за зрителя между виртуальными и традиционными кинотеатрами обостряется

Пандемия коронавируса и развитие технологий продолжают переворачивать жизнь людей с ног на голову. Очередная новость: Роскомнадзор сообщил о росте рынка онлайн-кинотеатров и легальных видеосервисов, предлагающих пользователям профессиональный видеоконтент, на 66 процентов за последний год. Понятно, что аудитория «компьютерных зрителей» увеличилась в эпоху социального разобщения за счет игнорирования традиционных кинотеатров. Удастся ли кинопрокату восстановиться после удара пандемии? Мнения редакционных спорщиков разделились. Один считает, что цифровая реальность уже никуда не исчезнет: люди привыкли, что киноновинки доставляют на дом, и идти в темные залы с проектором и незнакомцами по соседству уже не захочется. Его оппонент возражает: если онлайн-показ платный (а бесплатный пиратский контент все активнее вытесняется из интернета), то новые фильмы за схожие деньги все же лучше смотреть в технически навороченных кинозалах, для которых они и задумывались. Чью точку зрения разделит наш беспристрастный рефери?


Без третьего звонка

О том, что онлайн как способ доставки новинок кино до потребителя с каждым годом становится популярнее, было известно и до коронавируса. Пандемия, Вика, резко ускорила процесс — скачкообразный рост аудитории онлайн-кинотеатров произошел во всем мире. И зритель привык к тому, что ему не нужно идти в кинозалы, ведь широкий ассортимент фильмов есть в двух шагах от дивана. На мой взгляд, чем дольше будут действовать ограничения по посещаемости культурно-зрелищных мероприятий, тем меньше желания будет у зрителей вспоминать о традиционных кинотеатрах. Не самом дешевом, кстати, удовольствии: просмотр фильма с компьютера и прочих гаджетов стоит куда меньше, чем сеанс у большого экрана.

Многие производители фильмов тоже переориентировались, устраивая премьеры блокбастеров не в кинотеатрах, а сразу на легальных онлайн-сервисах. К примеру, прошлогодний боевик «Мулан» в США так и не добрался до мультиплексов. Недавно прочитал, что Disney в ближайшие годы намерен делать упор на развитие своего стриминга, а Warner Bros. и вовсе собирается все свои релизы 2021 года в США выпускать одновременно и в прокат, и в онлайн. А как иначе, если тенденция налицо: в спину кинотеатрам и телевидению дышат стриминги Amazon, Netflix и другие. А киностудии задумываются над развитием собственных стриминговых платформ и взаимодействием с онлайн-кинотеатрами для получения прибыли и работы с аудиторией. Так что казавшиеся еще пару лет назад привлекательными мультиплексы рискуют остаться без зрителей.

«Прогресс не случайность, а необходимость».

(Герберт Спенсер, английский философ и социолог XIX века).


В том, что публика после окончания пандемии не побежит гурьбой в кинотеатры, я, Вика, уверен еще и потому, что для многих любителей фильмов халява — второе счастье. Две основные бизнес-модели онлайн-видеосервисов — платная (по подписке или разовой оплате просмотра) и бесплатная (с рекламой). Плата за просмотр невелика, и сеанс может начаться в любое удобное для зрителя время. С рекламой многие тоже готовы смириться. Как и с низким качеством картинки в окне показа, если человек предпочитает нелицензионное видео, распространяемое через торренты, нелегальные онлайн-кинотеатры и прочие каналы. Таких, кстати, на постсоветском пространстве пока предостаточно. Основное же преимущество онлайн-индустрии — возможность предложить людям персонифицированный контент, дать им то, что действительно может понравиться. Если человек не зависит от финансовых возможностей или вкусов того или иного прокатчика, это, Вика, круто!

Традиционные кинотеатры, конечно, жалко. Сколько ни хожу туда в последние месяцы, народу мало. С концом ­1990-х, когда толпами валили на «Титаник» Джеймса Кэмерона, или концом нулевых, когда появился его же «Аватар» в 3D, не сравнить. Нынче кинотеатры мало чем могут удивить публику. Мягкие диванчики с подставкой для ног и возможностью смотреть фильм полулежа — это, Вика, на мой взгляд, уже похоже на бред: такая мебель более уместна в аэропортах — в ней удобно коротать время в ожидании рейса. А в кинотеатре можно и заснуть. Попкорн перед сеансом? Во-первых, это американская фишка, сделавшая из наших воспитанных на киношном пломбире зрителей вечно жующих особей. А во-вторых, если уж кто-то привык к хрусту во время просмотра, то сами кинотеатры в отсутствие прибыли уже начали предлагать сервисы по доставке еды. Во всяком случае, в России одна из киносетей доставляет на дом продукцию из своих кафешек — в основном попкорн и чипсы начос. Так что с дивана киноманам вставать теперь вовсе не нужно.

Что касается большого экрана, под который заточены спецэффекты многих современных блокбастеров… Если это очередной «Форсаж» (девятая часть этой серии как раз вышла в прокат), то такая радость, Вика, мне и даром не нужна ни в кино, ни в онлайне. Это ведь бессмысленный и беспощадный более чем двухчасовой аттракцион, причем если раньше его можно было терпеть за снятые вживую экшен-сцены, то теперь простейшие фрагменты рисуют на компьютере. Сами такое смотрите! В компьютерных игрушках прорисовка порой ничуть не хуже.

Александр ­НЕСТЕРОВ

nesterov@sb.by

Лель, а я в кинишку намылился!

Доброго утречка, Саша! Пока ты спал, кризис кинопрокатной индустрии отменили. На этой неделе Франция, Британия и Австрия снимают коронавирусные ограничения, открываются магазины, кафе, рестораны и кинотеатры. Чувствуешь, с чего начинают социальную разминку европейцы? Даже не с фитнес-центров. В Беларуси процесс пошел гораздо раньше — в конце сентября распахнулись залы для киноманов. С осени захаживаю раз в месяц в киношку: вопреки твоим прогнозам залы не редеют. Да, не аншлаги, но 15—20 зрителей есть на каждом сеансе, даже самом экзотическом, как, например, на отреставрированном фильме Элема Климова «Иди и смотри». 

 Похоже, люди по-прежнему воспринимают визит в кинотеатр как отдельное и очень важное мероприятие, если хочешь, — стиль жизни. Наличие в твоей квартире душевой кабины не отменяет ведь поход в баню, верно? С ароматным веничком в парной и охлаждающим морсом после нее. Так и здесь. Кстати, год назад, во время всеобщей паники, я срочно оформила подписку на Netflix, а спустя пару месяцев ее отменила с негодованием: гендерно-выверенные сериалы стали слишком предсказуемыми и быстро утомили. Кстати, от стримингового сервиса и проводимой им гибридной политики отказался недавно и великий режиссер Кристофер Нолан. Для него слишком важно, чтобы его картины смогли в дальнейшем, а лучше прямо сейчас показывать в кинотеатрах всего мира, а не только в весьма ограниченном наборе залов, как поступает Netflix. Вот солидарна с отцом гениального фильма «Начало»: только дай волю этим цифровым гигантам, они мигом укатают тебя в свои сети, даже фамилию не спросят. Как мне кажется, режиссеры сейчас должны бороться за свои права быть представленными именно в кинотеатрах, а не онлайн. Путь в интернет — это путь в никуда. Слежу, как наши молодые режиссеры легко размещают свои фильмы на онлайн-площадках: слабенькие просмотры и полное отсутствие промоушена просто топят их в безбрежном океане онлайн-мусора. За прошедший год, посчитали эксперты, отток аудитории в онлайн-кинотеатры составил всего 5 (!) процентов. Так что, Саша, стриминги, возможно, и дышат в спину кинотеатрам и телевидению, но едва-едва как на ладан.

«Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту».

(Бернардо Бертолуччи, режиссер.) 


Да, а на фоне торжествующего феминизма и расовой справедливости в кинопродукции стриминговых сервисов старый добрый боевик с Вином Дизелем в главной роли выглядит самым здравым аттракционом года. Овощные салаты в веганских барах, может быть, и полезнее, но шашлыки на природе никто не отменял. Всеобщую усталость от онлайн-формата лучше всего демонстрируют цифры. «Форсаж 9», который ты так невзлюбил, возглавил кинопрокат России и СНГ, за прошлый уик-энд собрав почти 503 миллиона, а за все время проката — 605 миллионов рублей. Это примерно восемь миллионов долларов. Для сравнения, майский релиз Бекмамбетова «Девятаев» подполз только к миллиону. Так что не стоит списывать со счетов зрителя, жаждущего тактильных ощущений. К счастью, не все после пандемии утратили вкус к жизни. Вместе с солнцем в наши будни возвращаются привычные радости. Напоследок еще одна цифра: российская ассоциация владельцев кинотеатров прогнозировала, что после пандемии не откроется и четверть залов. В итоге не открылся лишь один процент. Это означает, что все будет как Чехов прописал: по-старому и хорошо. В июле снова проведут Каннский кинофестиваль, на красную дорожку слетятся селебрити. Звезды кино тоже, поди, не роботы и уже соскучились по аплодисментам и вниманию. Откроются кинорынки, продюсеры зашевелятся, индустрия насытится новыми релизами — и в афише можно будет подобрать фильм на вкус даже такого взыскательного зрителя, как ты. Не унывай, пожалуйста. Да здравствует волшебный луч!

Виктория ­ПОПОВА

viki@sb.by

Брейк!

Кино онлайн — это, конечно, вещь прекрасная, особенно если речь идет о сериале: я сама с удовольствием освоила три сезона «Моцарта в джунглях» и до сих пор с наслаждением пересматриваю «Теорию большого взрыва». Однако отменять традиционный поход в кино, на мой взгляд, Саша явно поспешил. Ох, сколько уже было этих криков «До чего дошел прогресс!», множество вещей на нашей памяти объявлялось ненужными — все, больше вам никогда не понадобится компьютер, у вас есть телефон, в бессмертной «Иронии судьбы» звучит этот стон прогрессистской души: «Девушка, какая баня, у него квартира с ванной!» Когда-то говорили, что появление фотографии отменит живопись, что кино сделает ненужным существование театра, что уже цветная фотография поставит крест на черно-белой, и да, на какой-то короткий период мода брала верх и диктовала свои условия. А потом каждое явление занимало собственную нишу и все шло своим чередом. Просмотр кинишка с домашнего дивана и поход с друзьями в кинотеатр —два разных удовольствия. Мы вряд ли отправимся на какой-нибудь «Форсаж», но вот новое творение Скорсезе или Кустурицы с удовольствием оценим с большого экрана, дети вытянут родителей на очередной полнометражный мульт, молодежь тоже найдет себе что-то по вкусу… Мои симпатии в сегодняшнем споре на стороне Виктории. 

И потом: Саша, ну а целоваться-то на последнем ряду ты как предлагаешь?! За спинку дивана прятаться, что ли? Так там занято: там уже кот, собака и упавший со стены календарь две тысячи лохматого года. 

Ирина ­ОВСЕПЬЯН.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter