Какое кино надо показывать на фестивалях: элитарное или массовое?

Кино в массы — деньги в кассу

Международный форум «Лiстапад», который проходит в эти дни в Минске, не все зрители воспринимают одинаково восторженно. Публика раскололась во мнениях, одни считают, что фестивальные сеансы — для избранных, кино там показывают нудное и малопонятное, другие старательно составляют графики посещений сеансов, чтобы успеть посмотреть в день по 7 — 8 фильмов и ухватить за неделю самую суть происходящих в современном кинематографе процессов. Участники нашей дискуссии также не находят примирения в данном вопросе, один клянется, мол, нарочно не пойдет на элитарные просмотры, ему представляется, что на фестивалях надо показывать кино массовое, интересное всем без исключения. Оппонентка немеет от ужаса: как можно самолично отказываться увидеть в Минске за смешные цены на билет призеров Канн и Венеции?

Дорогие читатели, а вы посещаете кинофестивали? Какие фильмы там смотрите и кого в данном споре поддерживаете?


Не забудьте выключить примус

Почти убеждена, Роман, что не все зрители толком представляют, что такое кинофестиваль «Лiстапад». Мои друзья в соцсетях даже спросили на днях: а всех ли людей туда пускают? Можно ли вот так запросто попасть на просмотры? Ореол некоей таинственности и элитарности фестиваля необходимо немедленно гасить, это миф, который только вредит имиджу любого публичного мероприятия. Категорически заявляю, что любой из вас может купить билет на сеанс в один из шести кинотеатров в Минске, где проходят сейчас фестивальные просмотры. И посмотреть хотя бы один фильм, чтобы убедить себя — никакой архисложности, странности и безысходности на экране, обычное кино показывают.

Возможно, оно вам даже понравится и вы увлечетесь любимой игрой всех киноманов — смотреть как можно больше новинок на фестивале, чтобы различать имена режиссеров, их почерки и быть в контексте современных трендов, предвосхищать оценки профессионального жюри собственными рейтингами. Поверь, это захватывающая игра, точно такая же, как любая букмекерская ставка — определить среди режиссеров своего личного фаворита и до конца верить в его победу на фестивале.

Недавно спорила на эту тему все в том же Фейсбуке, в котором, как известно, опять был кто–то не прав. Знакомый товарищ меня убеждал примерно в том же, что и ты — кино надо показывать на фестивале зрелищное, с аттракционами. Хотя сам он, замечу, ни на одном просмотре «Лiстапада» не был. Все–таки призываю ходить, прежде чем в дискуссии вступать. Второе и, пожалуй, самое главное — кино массовое показывают в наших кинотеатрах во все дни года. Посмотри ради любопытства отчеты киновидеопроката: зрители исправно вносят в копилку Голливуда приличную сумму денег, ежегодно выводя их боевики и мультфильмы на лидерские позиции по кассовым сборам. Даже доходы российских франшиз в нашем прокате в последнее время неприлично высокие, с шестью нулями, наверняка ты слыхал об успехе «гоголианы». Так зачем же и во время фестивальной недели — один раз в году — снова и снова обжираться попкорном и аттракционами в кино? Когда в ноябре у нас появился отличный шанс перевести дух и по сторонам оглядеться: а что сейчас в кино других стран происходит?

Ты знаешь, за последние 10 лет «Лiстапад» занял свою уникальную нишу в фестивальном движении — у нас и только у нас в основном конкурсе можно увидеть фильмы стран бывшего социалистического лагеря: СНГ, Центральной и Юго–Восточной Азии, Балтии, Восточной и Центральной Европы. Каждый «Лiстапад» для меня — это, если хочешь, «кругосветка» по миру, благодаря конкурсным фильмам я хорошо себе представляю, как сейчас живут люди в Грузии, о чем думают в Болгарии, на что надеются в Румынии или Германии. Отличный пример режиссерского роста и эволюции на фестивале — судьба польского мэтра Павла Павликовского, документальный фильм которого о писателе Веничке Ерофееве, снятый в 90–х, оставался для меня долгие годы образцовой работой в этом жанре. Казалось бы, у многих наших документалистов Ерофеев был здесь — под рукой, но почему–то никому и в голову не пришло зафиксировать его на пленку в такой тонкой и полной тяжелых раздумий картине. А лет пять назад Павликовский выстрелил на «Лiстападзе» с чудесным фильмом «Ида», в котором опять–таки заговорил вслух о том, о чем было не принято — о серьезных вещах. И неожиданно был награжден не только Гран–при «Лiстапада» и впоследствии «Оскаром», но также и зрительским вниманием даже тех людей, которые никогда не слышали о польской истории и еврейском в ней вопросе. Так вот для верных зрителей «Лiстапада», думаю, нет ничего удивительного в том, что и в этом году его новая лента «Холодная война» открывает наш фестиваль, а сам Павликовский с этой картиной номинируется на «Оскар».

Голливуд точно так же пребывает в постоянном поиске новых режиссерских имен и идей, и заметь, в этом году сразу две белорусские ленты допущены к «оскаровской» гонке: обласканный в нашем прокате «Хрусталь» режиссера Дарьи Жук и документальный фильм «Дорога», спродюсированный Волей Чайковской. Успех девчонок я связываю и с тем в том числе, что «Лiстапад» в последние годы движется в верном направлении. Мы потихоньку выключаем примус, на котором долгие годы пыхтел сок собственного приготовления, и начинаем прозревать. Заключаем на фесте договоры, вступаем в копродукции, проводим питчинги и мастер–классы — все, как на взрослых кинорынках крупнейших киносмотров класса «А». Второй год подряд на «Лiстападзе» работает экспериментальная лаборатория виртуальной реальности, в которой наши режиссеры и продюсеры у коллег из Германии и России учатся создавать полноценные VR–проекты. Кто–то же должен, Роман, в будущем снимать в Беларуси эти зрелищные экшены и фэнтези, которые ты так любишь?

Так вот опыт и понимание к нашим кинематографистам и зрителям приходят здесь и сейчас, на фестивале, который, возможно, кто–то и воспринимает как развлечение, но я считаю его большой и очень важной работой. Если мы, конечно, хотим слезть с иглы иностранных блокбастеров. И рано или поздно пойти в кинотеатр, чтобы посмотреть свое кино.

Виктория ПОПОВА.

viki@sb.by

Изящно оттопырив мизинчик

Виктория, открою тебе секрет. Массовый зритель игнорирует кинофестивали, и в частности «Лiстaпад», вовсе не потому, что на показы якобы не достать билеты. Хотя я допускаю, что и такой слушок разносится обожаемыми тобой киноманами, чтобы подчеркнуть недоступность высокого искусства для простых смертных. Но ореол элитарности, который ты упомянула, создается вовсе не этими слухами, а... самими околофестивальными деятелями. Продюсеры и критики, высунув языки от старательности, наговаривают ими столько малопонятных обычному человеку вещей, что желание потратить свое время на просмотр хотя бы одного фильма отбивается напрочь. Ознакомившись с кратким описанием картин, представленных на фестивале, лично я решил туда не ходить. Вот послушай, как характеризуются фильмы. «Камерный эпик», «цветной нуар», «оммаж киноимпрессионизму» и, наконец, «экзистенциально–трансцендентальный поиск смысла». Спасибо, не надо.

Для современного человека кино — это всего лишь один из способов развлечься. Не надо наделять синематограф некими качествами, которые способен разглядеть лишь фанатик, глубоко погруженный в этот мир. Мы идем в кинотеатр не за нуаром с эпиком, а чтобы развеяться. Чтобы отдыхать, а не напрягаться, силясь угадать, кому исполнил этот оммаж малоизвестный режиссер — импрессионистам или все–таки сюрреалистам. Во всей длинной фестивальной программе я нашел всего лишь пару–тройку картин, которые честно служат цели, для которой создано кино. Пугать и радовать, смешить и очаровывать — то есть вызывать эмоции, на которые мы стали скудны в обычной жизни. Все остальное — это попытки мастеров киноискусства прыгнуть выше головы, то есть донести до зрителя некие высокие истины, заглянуть за горизонты духовности и обнажить проблемы. Любой психотерапевт тебе скажет, что фундаментом подобных исканий являются личные душевные травмы, горький жизненный опыт или тяжелое детство. И амбиции, куда же без них. Знаешь, как в картинной галерее, когда вот это расплывчатое цветное пятно на черном фоне называется «Летний день». Хмыкнешь, пожмешь плечами — «Он художник, он так видит», да и прошагаешь мимо. За пару секунд. Неинтересна тебе внутренняя драма живописца, которого лютая нужда или запойный алкоголизм заставили всерьез выдавать эту смешную поделку за подлинное искусство. Но с кино так не получится! Некоторые фильмы сейчас идут по три–четыре часа, хотя тебе уже через 10 минут мучительно хочется покинуть зал. Но ведь уплачено, и ты сидишь, сожалея об убитом времени и таращась на маловразумительное действо, ничем не отличающееся от расплывчатого пятна. Только в этот раз — на белом фоне экрана.

Ты очень верно заметила, что фестивали — это такая захватывающая игра для киноманов. То есть для узкого кружка людей, страстно увлеченных какой–то очередной манией. Но при чем тут массовый зритель? Он обычный человек, который желает за свои деньги получить порцию разрядки, а не разбираться в хитросплетениях режиссерского замысла. Чтобы было понятно, приведу пример с автолюбителями. Среди них есть настоящие маньяки, настолько увлеченные маркой своей машины, что они сбиваются в стаи, собираются по воскресеньям и подолгу смотрят друг другу под капоты, а то и меряются длиной выхлопной трубы. Их всего 1% от основной массы автовладельцев. Остальным (нормальным людям) автомобиль представляется лишь самобеглой повозкой, удобно доставляющей из одной точки в другую. Это не предмет культа и не повод для жестоких споров, разгорающихся на форумах. А ведь есть еще, ты не поверишь, фанаты фонариков! В темноте они собираются где–нибудь в парке, вешают на дерево лист картона и яростно светят на него своими устройствами, а потом замеряют диаметры световых кругов и хвастают этими цифрами в интернете. 99 процентов других обладателей фонарей абсолютно не планируют к ним присоединяться: есть дела поважнее, чем скучное разглядывание (заметь, опять!) размытых пятен.

Примерно такой сектой представляется мне и группировка киноманов. Фестивали, которые устраиваются исключительно для них, чем–то похожи на ночные сборища в парке у листа картона. Да, кому–то интересно, но абсолютное большинство игнорирует это странное действо. И, кстати, оно не судит о жизни в Грузии или Болгарии по фантазиям кинодеятелей, предпочитая лично съездить да посмотреть. А не гадать, насколько правдива картинка на экране.

Чтобы кинофестивали стали массовыми мероприятиями, надо показывать там фильмы для масс. То есть понятное, доступное, добротное кино. Даже не важно, комедия это будет или глубоко трагичная картина. Лишь бы без заумной «трансцендентальности». Будь в программе фильмы уровня «Брестской крепости» или «Иди и смотри», я бы не вылезал из фестивальных залов. Но подобных работ я, увы, не разглядел. Большинство — опасные опыты режиссеров над беззащитным сознанием зрителя. Стоит ли удивляться, что масса граждан, уважительно относящихся к своему психическому здоровью, дружно шагает мимо?

А киноманы пусть тешатся. Тем более что для многих из них просмотр «кино не для всех» — лишь повод оттопырить потом мизинчик в кофейне и томно произнести: «Помнится, на одном кинофестивале...» Сразу видать — высоко над серой массой парит человек. Надеюсь, хоть ты не из этих.

Роман РУДЬ.

rud@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter