Кино со вкусом правды

В эти дни в минском Доме кино проходит «Неделя иранского кино»...

В эти дни в минском Доме кино проходит «Неделя иранского кино». Открыл его лауреат премии «Оскар» — фильм «Развод Надера и Симин» Асгара Фархади.


Кроме этой драматической истории, зрители могут посмотреть такие разные работы, как «Морской шелковый путь», «Кусок сахара», «Деревянный мост», «Мужчинам вход запрещен», «Личная жизнь господина и госпожи «М» и «Коноплянка».


...Когда в 90–х заговорили о феномене «новой волны» иранского кинематографа, казалось, что это очередная мода на экзотику. Однако время доказало: тот иранский триумф был не случаен, в мировой палитре кинематографа появилась еще одна самодостаточная краска. Имена Аббаса Киаростами, Мохсена Махмальбафа, как и их картины «Сквозь оливы», «Вкус вишни», «Миг невинности (Хлеб и цветок)», «Время любви», покорили мир и теперь уже навсегда остались в истории кино.


Не все было просто и гладко на этом пути. Отдельные картины Махмальбафа некоторое время находились в Иране под запретом. Фильм Киаростами «Сквозь оливы» пафосное каннское жюри в 1994 году полностью проигнорировало. Режиссер принял это в буквальном смысле близко к сердцу — прямо в фестивальном дворце на Круазетт у него случился инфаркт.


Попаданию его следующего фильма «Вкус вишни» в каннский конкурс также препятствовало иранское кинематографическое начальство, которое не устраивал мотив самоубийства, пронизывающий всю эту лаконичную и стройную картину. В итоге начальство сдалось и фильм не только попал в конкурс, но и получил «Золотую пальмовую ветвь».


Кажется, сегодня все противоречия сняты. Иначе не появлялись и не поощрялись бы в Иране такие работы, как «Развод Надера и Симин», рисующая, в общем, довольно непростую картину ежедневного быта обычной интеллигентной семьи. В стране подросло новое поколение режиссеров. Такой жизнестойкости и профессионализму нашим режиссерам стоило бы поучиться. В год Иран выпускает 400 картин. Для нас — цифра мало представимая.


— Сегодня киноискусство превратилось в настоящую арену, где бросают друг другу вызов политики, ученые, коммерсанты и творцы, — заметил на церемонии открытия «Недели иранского кино» посол Исламской Республики Иран Сейед Абдолла Хосейни. — Кинокритика разных стран формируется исходя из приоритетов государственной политики, точек зрения различных социальных групп. Мне приятно отметить, что иранское кино относится к одной из самых духовных и серьезных киношкол современного мира, о чем свидетельствуют фильмы, которые мы привезли в Минск, и мировое признание этих лент. Истинные жемчужины низко ценятся в материально–технократическом западном мире. Уважение и преданность, самоотверженная забота о ближнем, честность и порядочность — это те истины, о которых мы снова хотим напомнить миру.


Постсоветским кинематографистам, безусловно, стоит поучиться у иранских коллег смелости говорить о социальных проблемах сухим деловитым языком, перемежая его в кадре поэзией, которой позавидовал бы и Параджанов. Тотальная гламуризация засахарила наш экран бесплотными куклами, неживыми качками с бритыми затылками или потемкинскими деревнями с подозрительно белоснежными скатертями в кадре.


Последним фильмом, что работал с той социальной действительностью, которую предлагала сама жизнь, были «Белые Росы» Игоря Добролюбова. Проблема потери своих корней, разрыв патриархальных семейно–нравственных связей, миграция деревенского населения из деревень в город — вот о чем стоило бы говорить, объясняя зрителю новое время сегодня.


Жаль, что на церемонии открытия «Недели...», все показы которой проходят в Доме кино бесплатно, не были замечены ни представители «Беларусьфильма», ни режиссеры, ни актеры. Видимо, все в работе, все без устали штампуют новые шедевры. Лето — самая горячая пора для киношников. Но, как всегда, проглядели главное.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter