Кино с эффектом

Войны, землетрясения и даже конец света - все это без ограничений современный кинематограф уже сегодня готов выплеснуть на экраны.
Войны, землетрясения и даже конец света - все это без ограничений современный кинематограф уже сегодня готов выплеснуть на экраны. Благодаря неограниченным возможностям компьютерной графики теперь за несколько часов создаются такие спецэффекты, на которые еще 100 и даже 50 лет назад требовался не один день. Поговаривают, что в скором будущем режиссеры и вовсе смогут отказаться от игры актеров, моделируя их поведение, сидя перед монитором. Неужели и правда нам суждено рыдать от эмоций, которые внушат компьютерные герои мелодрам?.. Впрочем, если объективно - это не больше чем еще один спецэффект. И то, насколько он будет востребованным, зависит только от зрителей.

Зрелищный век

Как и все гениальное, рождение эры спецэффектов в кино произошло абсолютно случайно. В 1897 году у пионера синематографа француза Жоржа Мельеса заело камеру, и, просматривая потом пленку, он, к собственному изумлению, обнаружил, что кадры раздваивались, наезжали один на другой, а изображение то появлялось, то внезапно исчезало. И тут его осенило - значит, кинокамера способна не только фиксировать происходящее на самом деле, но и искажать действительность. Основываясь на этом трюке, Мельес снимает кинокартину "Путешествие на Луну", которая становится краеугольным камнем в истории развития всего жанра киноискусства. И хотя сегодня это кажется почти смешным: подумаешь, стоп-кадр, двойная и многократная экспозиция, ускоренная и замедленная съемка, - но тогда миниатюрная балерина на столе или огромная голова рядом с обычным человеком казались настоящим чародейством.

Благодаря совершенствованию этого открытия спустя 31 год на экраны кинотеатров вышел один из самых зрелищных фильмов XX века "Кинг-Конг". В 1969 году открытие Мельеса обобщает эксперт Дуглас Трамбулл, который при съемках фильма Стенли Кубрика "Космическая одиссея 2001 года" использует все, какие только можно придумать, трюки с кинопленкой: миниатюрные модели космических кораблей, наложения кадров друг на друга и так далее. Отснятый материал для этого фильма составил в 200 раз больше того, что вошло в окончательный вариант картины. И даже создатели "Звездных войн", появившихся только в 1977 году, признавались, что очень старательно изучили все труды Мельеса...

Впрочем, даже в то время в кинематографе уже присутствовали не только оптические, но и гримерные спецэффекты. Такие как надувные баллончики, которые под фальшкожей актера создавали впечатление некоего существа, бегающего по телу жертвы ("Они пришли изнутри") или вставная челюсть, которая "выезжает" вперед на роликах, имитируя превращение лица в рыло ("Вой"). Некоторые режиссеры начинали изучать возможности компьютеров.

Но лично мне из всей цепочки спецэффектов всегда сложнее всего было представить взрывы, дождь, туман, пожар и так далее. Все это происходит в кино на самом деле или тоже является оптическим обманом? А человек, который получает ранение и лежит, истекая кровью, - неужели правда, что его попросту обмазывают красной краской или кладут в пиджак банку с кетчупом?.. За ответами на эти вопросы я обратилась в пиротехнический отдел киностудии "Беларусьфильм". Были времена, когда здесь снималось около сотни картин в год, и ни одна из них не обходилась без участия пиротехников, которые как раз и отвечают за так называемые механические спецэффекты.

Искусство убивать

Как рассказал начальник пиротехнического отдела Александр Шаренда, прежде чем получить эту должность, ему, бывшему сотруднику органов госбезопасности и МВД, пришлось закончить трехмесячные курсы при Госкино в Москве по специальности пиротехник, а затем учиться на начальника буровзрывных работ. И даже после этого он еще не представлял себя на этом месте.

Боевое крещение на новой работе состоялось во время съемок фильма "Круглянский мост". В целом работа над кинолентой была уже закончена, но режиссера не удовлетворил взрыв. И Александру Александровичу поручили его переделать. "Я шел туда со страхом, - вспоминает мой собеседник. - Теоретически я, конечно, был готов, но на практике... Ведь даже взрыв простой гранаты в кино - это настоящее искусство. Сначала надо выкопать яму, которая может образоваться при взрыве. Тщательно укрепить ее стенки, засыпать просеянным песком, торфом или опилками. Для обозначения кусков породы положить в яму пенопласт, который, разлетаясь в разные стороны, не сможет покалечить артистов. В общем, есть много тонкостей... В "Круглянском мосте" мне надо было произвести обычный взрыв без участия актеров. Я все подготовил, попросил оператора уйти на безопасное расстояние, но он не послушал. Мол, у тебя своя работа, а у меня своя... Ну, в общем, бабахнули так бабахнули. Аппарат - в одну сторону, оператор - в другую. Залимонило и мне основательно (смеется). Поднимаемся мы, протираем глаза. Оператор начинает ругаться, мол, если положено на безопасном расстоянии, так и нужно делать... Но как же и безопасность сохранить, и заказ режиссера выполнить. В итоге выкрутились: сняли двери с петель и сделали из них для камеры "скворечник". Оттуда и снимали взрыв с близкого расстояния".

Впрочем, как отметил Александр Шаренда, даже при стрельбе из обычных автоматов в кино необходимо соблюдать строжайшую технику безопасности. Хоть все "киношное" оружие и охолощено, но иногда даже холостые пули могут травмировать актеров. В частности, в зависимости от вида оружия безопасное расстояние стрельбы составляет 20 - 25 метров. А при пальбе из пушек человеку и на сотню метров нельзя приближаться. Под давлением раскаленных газов и несгоревших частиц пороха из орудия вылетает мощная струя воздуха, которая, попадая на открытые участки тела, может травмировать людей. Поэтому во время съемок всем артистам категорически запрещается целится непосредственно в человека, а также животных и технику.

Но пули-то все-таки в людей попадают, иначе как разобьется банка с кетчупом, спрятанная под пиджаком? Увы, и это предположение - не больше чем воспаленная фантазия зрителей. На самом деле перед съемками под одежду актера прячут специальное приспособление. У наших пиротехников оно состоит из нескольких компонентов. Сначала предохранительный металлический щиток, кусок толстой кожи, имитатор попадания пули (маленькая бомбочка, от которой идет провод к аккумулятору) и самый главный элемент - презерватив с имитатором крови. Все это привязывается к телу так, чтобы не было видно, а потом по команде пиротехник нажимает рычажок, и все это взрывается и брызгает кровью.

Впрочем, во многих странах мира все эти подручные средства уже давно заменили фабричные. По заказу их производят на пиротехнических фабриках. И это касается не только имитаторов попадания пуль, но и всего остального. Например, наши пиротехники до сих пор старым дедовским способом разжигают на съемках костры, используя керосин и спички. А, скажем, в Польше на пиротехнической фабрике для костров даже дрова делают. Берут картон, придают ему вид дерева, пропитывают парафином, подводят газовые горелки: зажгли горелку - загорелся костер, не нужен огонь - специальная машинка затушила. Увы, наш кинематограф в этом плане после распада Союза оказался на задворках. Никакого нового пиротехнического оснащения. Разве что военные дымовыми шашками да взрывчаткой помогают.

Спрашиваю, ну а природные явления: дождь, снег, молнии - их же нельзя произвести на пиротехнической фабрике?

"За дождь и снег у нас ответственные пожарные - они в этом деле мастера, - парирует Шаренда. - А вот молнию, честно говоря, никогда не делал. Но, думаю, если бы понадобилось, то наверняка исхитрился бы. Вообще, насколько я знаю, механические спецэффекты нигде не описаны, и каждый пиротехник разрабатывает свою технологию, а затем передает ее ученикам".

Матрица современного экрана

Увы, сегодня все эти механические, оптические и гримерные спецэффекты - пережитки прошлого. С приходом в кино эры компьютеров производить большинство из них стало просто незачем. Оказалось, что многое из того, что они делают, проще изготовить, сидя за клавиатурой. Механические спецэффекты в сочетании с гримерными инновациями медленно, но верно стали передвигаться в сторону кинофильмов категории "В" (малобюджетных). На смену им пришли "Кто подставил кролика Роджера?", "Бездна", "Парк Юрского периода", "История игрушек"... "Матрица" наконец, когда режиссеру удалось показать эффектное зависание Нео в кадре. Мы увидели не просто стоп-кадр или замедленную съемку, а объезд камеры вокруг замершего в воздухе актера! Для того чтобы достигнуть этого результата, съемочную площадку окружили 120 кинокамерами, которые безостановочно передвигались по кругу, запечатлевая обычную актерскую игру. Потом из каждой пленки брали по кадру, но так, чтобы они были сделаны из разных точек. Сложив все вместе, получали цепочку стоп-кадров, снятых с разных углов. Пропуская через компьютер, получали эффект движения одной камеры вокруг висящего в воздухе человека. Как говорится, все гениальное просто!

Итак, искусство рук человеческих последовательно вытесняется техникой, причем происходит этот процесс со все возрастающей скоростью. Созданные компьютером изображения уже никак невозможно отличить от настоящих. И в первую очередь это касается облика людей, который компьютер научился воспроизводить с точностью до миллиметра. Яркий пример - фильм 1994 года "Ворон". Во время его съемок произошел трагический случай - от выстрела из огнестрельного оружия, которое по небрежности было неправильно подготовлено к работе, погиб актер Брендан Ли. И чтобы не переснимать фильм и не переписывать сценарий, продюсеры решили заменить погибшего актера дублером, а там, где без его облика не обойтись, - воссоздать его лицо компьютерным способом.

И это не предел. С середины 1990-х годов идет постоянная разработка новых компьютерных программ, позволяющих создавать интерьер и натуру компьютерным способом. Вскоре, возможно, при создании фильма и вовсе не понадобятся услуги актеров, гримеров, декораторов и так далее. Успокаивает одно: ведь не исчез же театр с появлением кино. Думаю, также не исчезнет и человеческое кино с появлением компьютерного. Восторги по поводу компьютерных технологий умолкнут, и тогда главным вновь станет содержание, которым не может быть наполнена имитация жизни.

На снимке: Александр Шаренда и его арсенал.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter