Кино — призрак

Исподлобья
И снова я про кино... Уже мало кто помнит, почему именно его провозгласили у нас важнейшим из искусств. Но никто и не спорит с этим утверждением. Некогда. Все смотрят. Плачут и смеются, испуганно ахают, возмущаются, наконец, вздыхают с облегчением, пережив очередную любовную драму — не суть важно, что чужую... Цитируют, подражают — но... в основном американским или российским киногероям. И почти никогда — белорусским.

Тем временем издательство «Белорусская наука» поставило точку в фундаментальном проекте Института искусства, этнографии и фольклора Национальной академии наук, выпустив четвертый, финальный том «Гiсторыi кiнамастацтва Беларусi». Аннотация адресует издание «широкому кругу читателей». Кое–где в столичных и областных магазинах эти книги уже можно купить. Но реально на широкий читательский спрос «Гiсторыя» отечественного кино едва ли рассчитана, обольщаться призрачными надеждами не стал даже издатель, определив своему «детищу» тираж в 700 экземпляров.

Хотя книги, представляющие собой сборник эссе ведущих белорусских кинокритиков, внимания, безусловно, достойны, поскольку лишены обычной в таких случаях лакировки и о «смутных временах» национального кино повествуют так же беспристрастно, как и о его достижениях. То есть в библиотеках местных эрудитов лишнего места не займут (стоят они, кстати, гораздо дешевле почти всего, что вы обнаружите сегодня на прилавках книжных магазинов). А еще не исключено, что иным способом понять, за какие такие достоинства признали шедевром тот или иной национальный фильм, уже в обозримом будущем станет невозможным.

Не так давно в репрезентационный список мировой кинематографии ЮНЕСКО были внесены 8 белорусских фильмов. Это «Лесная быль», первая отечественная игровая картина, созданная Юрием Таричем в 1926 году. Это «Девочка ищет отца» Льва Голуба, абсолютный лидер советского детского кинематографа, в 60–е годы его приобрели для показа 83 (!) страны. Это «Дикая охота короля Стаха» Валерия Рубинчика, белорусский фильм, получивший наибольшее количество наград на кинофестивалях Европы и Америки. А еще — картины Виктора Турова «Люди на болоте» и «Я родом из детства», «Чужая вотчина» Валерия Рыбарева, «Знак беды» Михаила Пташука и «Белые росы» Игоря Добролюбова. «По случаю» можно вспомнить также о ленте Турова «Через кладбище», вошедшей в сотню лучших мировых фильмов о войне. Но далеко не все из этого перечня можно вот так запросто взять и посмотреть, даже в Музее истории белорусского кино, где имеется своя фильмотека и устраиваются показы альтернативного «кино не для всех». Как утверждает директор музея Игорь Авдеев, «если какой–либо иностранец проявит любопытство к нашей киноклассике, будет сильно разочарован: у нас нет ни одной качественной копии, такой, чтобы там не было царапин, искажения цвета, звука...». Поэтому основную гордость белорусского кинематографа здесь и не показывают. Подозреваю, что большинству из вас приходится верить мне на слово и тогда, когда я в очередной раз соловьем разливаюсь о достоинствах отечественного документального или анимационного кино... Увы, но достижения белорусского кинематографа за 80 с небольшим лет его существования все вернее превращаются в нечто виртуальное (кстати, кое–что из приведенного выше списка можно скачать в Интернете — за качество не ручаюсь, но тем не менее). У нового белорусского кино как будто более завидная судьба — например, в отечественных видеомагазинах сегодня без труда можно найти почти все, что было создано «Беларусьфильмом» в новом тысячелетии. Правда, это кино пока сильно уступает тем, легендарным картинам... Юному поколению точно придется верить мне на слово.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter