Гастрольный график знаменитого итальянского композитора и дирижера Эннио Морриконе расписан на несколько лет вперед

Кино песней не испортишь

Гастрольный график знаменитого итальянского композитора и дирижера Эннио Морриконе расписан...

Гастрольный график знаменитого итальянского композитора и дирижера Эннио Морриконе расписан на несколько лет вперед. Нынешним летом белорусские меломаны не поверили своим глазам: на сайте маэстро в разделе «Гастроли» появилась лаконичная надпись «Минск, Беларусь». В то, что маэстро приедет в Беларусь, мало кто верил. А зря! Он приехал и вчера под шквал аплодисментов отыграл великолепный концерт в «Минск–Арене».


Перед началом интервью с синьором Морриконе нас предупредили: самый верный способ вывести маэстро из себя — спросить о киношной работе. Способ хоть и верный, но точно не единственный. Выяснилось, что прославленный композитор не любит сочетание «спагетти вестерн» (так критики определяют жанр фильмов режиссера Серджо Леоне, с которым Морриконе сотрудничал на протяжении многих лет. — Прим. автора), на дух не переносит слово «саундтрек», цифру 17 и фиолетовый цвет. А однажды маэстро отказал в интервью журналисту только лишь по той причине, что на «акуле пера» был пиджак цвета спелой сливы. Что поделать, большим людям позволительны маленькие причуды.


— Маэстро Морриконе, что это за история с журналистом в фиолетовом пиджаке?


— Ничего удивительного. СМИ порой умудряются раздуть из ничего не значащей истории вселенский скандал. Не помню, что я кому–то отказал в интервью, возможно, просто попросил журналиста снять или сменить пиджак. Да, я верю в приметы. К примеру, с большим опасением отношусь к числу 17, особенно когда оно выпадает на пятницу. Этот день приносит мне несчастья. То же касается и фиолетового цвета.


— О вашей работоспособности ходят легенды. Российский режиссер Владимир Хотиненко, с которым вы дружите с тех времен, как написали музыку для фильма «72 метра», рассказывал в интервью, что ваш рабочий день начинается еще до восхода солнца. Вот и сегодня вы назначили встречу на 8 утра.


— Я действительно много времени посвящаю работе. Рано встаю, делаю гимнастику, потом завтракаю и читаю утреннюю прессу. В 8.30 я уже за письменным столом. Работу прекращаю только после обеда.


— Не могу все же не затронуть тему кино. Можете назвать точное количество фильмов, музыку к которым вы написали?


— Где–то около 500. Я не считаю.


— Не боитесь самоповторов?


— Нет. Прежде чем сочинять музыку, я долго беседую с режиссером. Пытаюсь понять его мысли, намерения, желания и идеи. Если не нахожу с режиссером общего языка, то работать с ним не буду.


— А случались откровенные неудачи? По слухам, вам очень не понравились «120 дней Содома» Пазолини.


— Пазолини почему–то не захотел показать мне сценарий к фильму. Пожелал лишь, чтобы я создал довольно сложную композицию для фортепиано. А на премьере выяснилось, что в ленте эту музыку играет женщина, которая выбрасывается из окна. Мне это не понравилось. Но я понимаю, что музыка — не главное в картине. Она должна дополнять фильм, а не доминировать в нем. Бывает, создает режиссер киношедевр, а музыка к нему написана довольно посредственная. В таком случае картина ничего не теряет. Случается и наоборот. Как бы музыка ни была прекрасна, увы, она не вытянет посредственную ленту.


— Фильм «Сицилийский клан», к примеру. Он забыт, а ваша музыка к нему популярна.


— О, вам известна эта лента? Композиция к ней — моя медитация на тему Баха, любимого композитора.


— Синьор Морриконе, а изменилось что–нибудь в подходах к написанию музыки для кино за последние 40 лет?


— Во–первых, сейчас появилось много по–настоящему талантливых композиторов. Да и прогресс в этой сфере значителен. Появился многоканальный окружающий звук, он же surround. Меня эти дополнительные возможности вдохновляют неимоверно.


— А как так получилось, что в 1978 году вы стали автором официального гимна чемпионата мира по футболу?


— Очень люблю футбол. Когда наша сборная поехала играть на чемпионат — в Аргентину, кажется, меня попросили написать мелодию. Я написал. Времени это заняло немного, но удовольствие принесло неимоверное.


— Музыканты из «Металлики» каждый свой концерт открывают вашей песней из вестерна «Хороший, плохой, злой». Как относитесь к этому? Слышали каверы на вашу музыку?


— Некоторые слышал. Есть действительно хорошо исполненные песни, которые мне нравятся. А в целом немного раздражает, когда берут мое произведение и переделывают на свой лад.


— Мик Джаггер однажды во всеуслышание заявил, что если бы умел читать ноты, то устроился бы переворачивать партитуры на концертах Эннио Морриконе.


— А кто такой Мик Джаггер?


— Вы серьезно?


— Абсолютно.


— Лидер группы «Роллинг Стоунз».


— Ну что ж, пусть приходит, с удовольствием приму его на работу (улыбается. — Прим. авт.).


Cправка «СБ»


Эннио Морриконе — выдающийся итальянский композитор, аранжировщик и дирижер. Пишет музыку для кино и телевидения. Родился 10 ноября 1928 года. В возрасте 9 лет поступил в консерваторию Святой Чечилии в Риме, где проучился в общей сложности 11 лет, получив 3 диплома — по классу трубы в 1946 году, по классу оркестра в 1952 году и по классу композиции в 1953 году. Лауреат премии «Оскар» 2007 года за выдающиеся заслуги в кинематографе, восьмикратный лауреат национальной кинопремии Италии «Давид ди Донателло» за лучшую музыку к фильму.


Советская Белоруссия №211 (24348). Суббота, 9 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter