Михаил Калинин: «У каждого поколения - свои любимые фильмы»

Кино нашего времени

На этой неделе в Минске завершился Международный православный рождественский фестиваль “Радость”. Одним из его гостей стал оргсекретарь Союза кинематографистов России, директор российских программ Московского международного кинофестиваля, генеральный продюсер кинофестиваля “Радонеж” Михаил Калинин. С ним побеседовал наш корреспондент.
thr.ru

— Михаил Германович, заметно, как российское кино в последнее время отвоевывает рынок и прокат. Научите — с чего начинать нам?

— Наверняка и у вас идут все эти многочисленные американские блокбастеры. Увы, пока это данность. У нас тоже долгое время ничего, кроме этих блокбастеров, кинотеатры не предлагали. Отечественных картин в прокате просто не было, потому что их никто не брал, считалось, что они совершенно не коммерческие. Благо был создан Фонд кино, который работает уже достаточно долгое время. В его задачи как раз и входят возрождение и популяризация российской кинопродукции на всех уровнях. Безусловно, это очень важная государственная задача. Я думаю, сохранился большой потенциал и у “Беларусьфильма”.

— Да, ситуация благоприятная: не так давно киностудия открылась после масштабной реконструкции.

— Значит, формулируйте свои намерения, и я уверен — российские коллеги не останутся в стороне.

— Можно сказать, что в какой-то момент именно сериалы возродили российское кино?

— Сериалы помогли сохранить профессию в тяжелые времена.

— На ваш взгляд, почему именно спортивная драма, как, например, “Движение вверх”, сегодня в тренде?

— Популярность набирает не только спортивная, но и военно-патриотическая тематика. Фильмы о войне оказались сегодня очень востребованы российским зрителем, особенно молодым. В последнее время их появляется все больше как в телевизионном формате, так и в игровом художественном кино. Патриотические и спортивные ленты всегда демонстрируют зрителю какие-то конкретные цели и задачи, которые непременно надо выполнить. Молодой зритель, наблюдая за этим, получает надежду и на собственную реализацию. Спорт всегда захватывает. Его все любят. Футбол и хоккей на экране с их страстями и перипетиями понятны всем. К тому же в этих историях всегда присутствуют сильные характеры. А человеку по-прежнему интересен в кино прежде всего человек. Большая часть этих картин сегодня окупается благодаря молодым зрителям, потому что они интересуются спортом.

— Не усматривается ли в этих историях своеобразный ренессанс советского кинематографического стиля?

— Реанимировать советский стиль в кино, пусть даже в какой-то новой форме, невозможно. Мир все-таки настолько далеко ушел вперед от системы координат, в которой мы жили раньше, что если начнем снимать картины в той стилистике, живого зрительского отклика не получим. Я вижу это на примере своих детей: когда показываю им старые советские фильмы, наблюдаю их унылые лица. Они понимают, что это кино во всех смыслах интересное и хорошее, но не узнают и не видят там себя. Там нет мобильных телефонов, рваных джинсов, татуировок, речь героев и сленг совсем не те. Это для них другой мир, другая планета. А людям всегда хочется смотреть фильмы про себя сегодняшних.

Кадр из фильма “Движение вверх”

— Какие задачи Союза кинематографистов России вы назвали бы сейчас основными?

— У нас много социальных программ по материальной помощи ветеранам кино. Кого-то надо устроить в больницу, помочь в сложной житейской ситуации, а кого-то и похоронить не за что... Следим за тем, чтобы в разных российских регионах действовали Дома кино, чтобы была возможность приходить и смотреть работы своих коллег. Проводим различные форумы, фестивальная жизнь в России бурлит. В стране проводится уже около 150 фестивалей, и их количество ежегодно только увеличивается.

Еще одна важная задача — защита интересов авторов.

— А такая проблема есть?

— К сожалению, да. Но как бы трепетно мы ни относились к авторскому праву, нам все-таки сложно вторгаться в область взаимоотношений продюсера и режиссера или продюсера и актера, художника, композитора. Потому что когда у продюсера есть деньги, он набирает команду и со всеми заключает договор на тех условиях, которые выгодны ему. А после того как документы подписаны, при возникновении каких-то трений уже очень сложно на что-то повлиять. Поэтому внимательно читайте договор, прежде чем его подписывать.

Кстати, наши ведущие российские операторы нашли интересный ход: они как-то собрались командой, человек 30—40, и установили ценник. И сбить его сегодня невозможно. Они договорились, как торговцы на рынке: все продаем клубнику по 100 рублей.

У сценаристов сегодня очень серьезная проблема, касающаяся интеллектуального воровства. Можем помочь только на уровне телефонных разговоров, каких-то внушений. Авторитет Союза кинематографистов России и Никиты Сергеевича Михалкова столь велики, что достаточно куда-то позвонить и сказать: “Вам звонят из приемной Михалкова...” И проблема тут же решается. Никита Сергеевич даже не подозревает, сколько добрых дел делается от его имени.

ДОСЛОВНО


 Виктор Васильев, председатель Белорусского союза кинематографистов:

— Конечно, нам хотелось бы более тесного сотрудничества с российскими коллегами, каких-то более системных мероприятий, хотя и сделано немало. Мы регулярно участвуем в программе Московского международного кинофестиваля. Привозим туда белорусские картины, проводим творческие встречи с нашими артистами и режиссерами в торжественном Белом зале Союза кинематографистов России. Проходят полноценные Дни белорусского кино в Москве. Кроме того, вместе с российскими коллегами мы патронируем в Самаре фестиваль “Кино — детям”. Там наши кинематографисты регулярно представляют большую программу белорусского детского кино. Хотя и в России, и в Беларуси, по сравнению с советским временем, его, увы, снимается крайне мало.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter