«Королевство кривых зеркал»: легендарному детскому кинофильму исполняется 60 лет

Кино на все времена

Не одно поколение скажет про эту киноленту: лучший фильм нашего детства, из тех, что учили добру, бесстрашию, дружбе и справедливости. Кто маленьким не следил, затаив дыхание, за приключениями зеркальных близняшек — пионерки Оли и ее двойника Яло в «Королевстве кривых зеркал»? Легендарная киносказка в этом году отмечает свое 60‑летие, однако несмотря на более чем солидный для кинематографа возраст, именно с ней по‑прежнему стремятся познакомить родители и бабушки‑дедушки своих детей и внуков.

коллаж Ольги Пак

«Королевство кривых зеркал» снято по одноименной повести советского писателя Виталия Губарева, вышедшей в 1951 году. Это был дебют автора в художественной литературе, до того Губарев получил известность исключительно как автор биографии Павлика Морозова. Образ Оли‑Яло он писал с собственной дочери. Сказка‑притча имела большой успех, практически сразу же по ней была готова пьеса, затем в 1953‑м появился радиоспектакль, спустя десятилетие последовала экранизация. За нее взялся режиссер Александр Роу, имевший в кинематографе репутацию классика‑сказочника: в его фильмографии с конца 1930‑х значились и экранизации русских сказок, и «Кот в сапогах» Шарля Перро, и гоголевские колоритные «ужастики» вроде «Майской ночи» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (к слову, этому режиссеру мы обязаны и еще одной знаменитой советской сказкой — фильмом «Финист — Ясный сокол», в котором он выступил автором сценария).

Снимать было решено в Крыму, подходящие виды нашли в Ялте, Симеизе и поселке Красный Камень. Александр Роу любил сочетать натуру с эффектными декорациями: благодаря этому сказочные макеты превращались на пленке в волшебные замки. Художником в «Королевстве кривых зеркал» выступил Арсений Клопотовский: его главной в кино темой была сказочная, он уже работал с Роу на съемках «Новых приключений Кота в сапогах» и продолжал сотрудничать до последней картины режиссера.

У Александра Роу была своя команда любимых «сказочных» актеров — это и Анатолий Кубацкий, сыгравший роль короля Йагупопа (Попугая), в копилке которого была целая галерея чудаков, королей и разбойников, и пухленький Аркадий Цинман, сыгравший министра Абажа (Жабу). Георгий Милляр, бывший одним из любимцев режиссера, воплотил на экране сразу трех персонажей — вдовствующую королеву, первого возчика и наиглавнейшего церемониймейстера. А вот бабушка Оли была звездой водевиля: Татьяна Барышева служила в театре киноактера, где ее любя прозвали Колобок, и, пусть в эпизодических ролях, в кино снималась с 1925 года (кстати, на «Беларусьфильме» сыграла в 1949 году в ленте «Константин Заслонов» жену партизана, правда, в титрах не указана).


Исполнитель роли Нушрока (Коршуна) Андрей Файт был главным злодеем кинематографа: худощавому аристократичному артисту доставались роли колдунов, шпионов и вражеских офицеров. На момент съемок в «Королевстве кривых зеркал» Файту было уже 60 лет, и тем не менее он, будучи в недурной физической форме, по возможности отказывался от помощи каскадеров, дублер ему потребовался, только когда пришлось падать на всем скаку с лошади вниз головой: «Скакал иногда по крутым, каменистым, не совсем безопасным тропам. Это был последний фильм, потребовавший от меня спортивных навыков. Многие сцены, действительно, стоили большого напряжения сил».

Роль вредной и коварной Асырк (Крысы) сыграла Вера Алтайская: на экране она выглядит злой и уродливой, никак не подумаешь, что в жизни артистка была замужем за принцем из «Золушки» Алексеем Консовским. А вот придворную кухарку тетушку Аксал (Ласку) сыграла жена писателя Виталия Губарева Тамара Носова. Злые языки болтали, что ее взяли по знакомству, а не по заслугам, но это глупости: 36‑летняя Носова была уже известной актрисой. За ее плечами были фильмы «Молодая гвардия», «Карнавальная ночь» (помните круглолицую секретаршу Огурцова в маске мартышки?), «Гость с Кубани» и несколько съемок в фильмах Роу. Именно режиссер и познакомил писателя со своей артисткой. 
А Губарев влюбился настолько, что даже посвятил Тамаре все свое «Королевство кривых зеркал» — и фильм, и книгу. 
Правда, прожили вместе они всего 6 лет, хотя и годы спустя писатель приглашал Носову сниматься в экранизациях своих произведений. Впрочем, из гордости она отказывалась — вина за разрыв лежала на ее приемной матери, тяжело болевшей и не любившей Губарева.

На роль принцессы Анидаг пригласили женщину, имевшую мало отношения к театру или кино: Лидия Циргвава, супруга знаменитого на весь мир шансонье Александра Вертинского и мать будущих актрис Анастасии и Марианны Вертинских, была потомственной дворянкой. Родилась она в эмиграции, в китайском Харбине, где и встретила своего знаменитого мужа, более чем на 30 лет старше ее. Советские режиссеры, оценившие ее необычную красоту, наперебой начали предлагать роли: волшебной птицы Феникс в фильме «Садко», Герцогини в «Дон‑Кихоте»… Съемки у Александра Роу стали последними в жизни Лидии Вертинской: к тому моменту она уже овдовела и намеревалась свою жизнь посвятить воспитанию дочерей. После выхода фильма она, получившая художественное образование в знаменитой Суриковке, занималась исключительно живописью и вела замкнутый образ жизни. И до конца (а скончалась Лидия Владимировна в возрасте 90 лет в 2013 году) хранила верность Александру Вертинскому.
Конечно, главным вопросом для режиссера было найти маленьких актрис. Искали тщательно, пробы прошли множество близняшек — более 300 пар! Роу остановился на 9‑летних сестрах Ольге и Татьяне Юкиных, которые и сыграли в итоге Олю и Яло. 
Что характерно, героини нашлись случайно: режиссеру рассказали об ученицах московской школы, которые победили на конкурсе близнецов во Дворце культуры в Кузьминках. Девочки понравились режиссеру своей непосредственностью и искренностью, а слово Роу на съемочной площадке было законом: он мог снять в главной роли никому не известного актера и сделать его знаменитым. Три месяца девочки вместе с мамой жили в Крыму, где проходили съемки, беспрекословно слушались режиссера и получали взрослые гонорары — по 80 рублей на человека. 

Правда, мать сестренок вовсе не была в восторге от славы, свалившейся на них после выхода фильма: юные поклонники расписывали стены в подъезде, а бедной женщине, и без того устававшей на работе (она была швеей), без конца приходилось их отмывать и выслушивать претензии соседей. 
Может быть, именно потому она запретила девчонкам даже думать об актерской карьере! Еще разок они снялись в маленьком эпизоде в сказке «Морозко» — и все. Оля и Таня скучали по съемочной площадке, атмосфера же в доме вовсе не располагала к мечтам. В итоге Татьяна после школы попробовала поступить в театральный, а Ольга — в технический вуз. Не повезло обеим, долгие годы искать себя не было возможности, так что девушкам пришлось идти в техникум и забыть о кино. Обе спешно вышли замуж и съехали от матери. Благодаря «Королевству кривых зеркал» у сестер были влиятельные знакомые, которые по окончании техникума устроили их работать в систему гостиниц «Интурист». Это позволяло поддерживать сравнительно высокий уровень жизни, однако после распада СССР, как и многие, Юкины оказались в нищете. Да и личная жизнь в итоге не сложилась у обеих.

А вот мальчик, сыгравший зеркальщика Гурда, которого бросились выручать из беды киношные Оля и Яло, и сегодня работает в киноиндустрии. Андрей Стапран, сын архитектора и сотрудницы киностудии имени Горького, так же, как и сестры Юкины, впоследствии на киноэкране появился лишь в эпизоде — в той же сказке «Морозко». Однако он сумел поступить во ВГИК на режиссерский факультет и занялся научно‑популярным кино и документалистикой. В 2015 году снял фильм «Совесть человеческая — Чернобыль», руководит собственной небольшой киностудией и, как пишут в СМИ, вполне доволен судьбой.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter