Кино маленького города: как и чем живет кинопрокат в провинции

Афиши столичных кинотеатров пестрят премьерами. Каждый месяц на большой экран выходят десятки новых картин. Минские киноманы имеют возможность увидеть их в день старта со всем миром. Современное цифровое оборудование позволяет использовать самый передовой способ воспроизведения визуального и звукового сигнала — 3D. А как дела в районных центрах? И какие фильмы смотрят на селе? Ответы на эти вопросы корреспонденты «Р» искали на Гомельщине и Минщине.


Премьера на Красной Площади

Кинозрители в Узде смотрят те же фильмы, что и жители столицы

Узденскому кинотеатру «Октябрь» 45 лет. В 2011-м, после модернизации, началась его новая жизнь. Зал реконструировали, вместо прежних 400 теперь в нем 216 мест, зато каких! Ряды жестких деревянных откидных стульев советского образца заменили удобные кресла. На полу — мягкое покрытие. От пола до потолка и от стены до стены — огромный, больше 60 квадратных метров, новый экран.

А два года назад кинотеатр оснастили новейшим цифровым и современным звуковым оборудованием. С тех пор фильмы здесь показывают в формате 2D и 3D. А объемное звучание обеспечивает система Dolby Digital.

Татьяна ДМИТРЕНКО: новые возможности кинотеатра узденцы оценили сразу.

Начальник отдела по киновидеообслуживанию населения Узденского района КУП «Миноблкиновидеопрокат» Татьяна Дмитренко говорит, новшество жители города оценили сразу:

— Раньше, чтобы посмотреть фильмы в качественном воспроизведении, многие отправлялись в Минск. Теперь все идут к нам. Зачем куда-то ехать, когда здесь созданы все необходимые условия для полноценного отдыха зрителей: уютный кинозал, мини-бар в фойе, самые передовые технологии показа, обязательные 3D-очки на входе и мировые премьеры на экране.

Подтверждение тому — афиши на фасаде кинотеатра. Только закончились показы боевика «Человек-муравей и Оса», триллера «Небоскреб», комедии «Килиманджара». В эти дни в Узде смотрят приключения — «Миссия невыполнима: последствия». Эти же картины сейчас в прокате и в столице.

Сегодня самый активный кинозритель в Узде и районе — дети и молодежь, потому анимация, приключения, фэнтези и фантастика пользуются наибольшей популярностью. Востребованы в последнее время и фильмы для семейного просмотра. А на спрос — извольте, и предложение.

Подбором картин для района занимаются специалисты КУП «Миноблкиновидеопрокат». И здесь есть своя специфика. Дело в том, что один, как в Узде, кинозал не позволяет представить все предлагаемые новинки — дефицит экранного времени. Поэтому в репертуар «Октября» отбирают самые ожидаемые премьеры, причем в большинстве случаев стартуют они одновременно с мировыми. Как здесь говорят: Лондон — Москва — Минск — Узда, Красная площадь, 22, — по этому адресу расположен кинотеатр.

Просмотр фильма в 3D превращается в захватывающий аттракцион.

Политика отбора заведомо рейтинговых кассовых картин себя оправдывает. Татьяна Дмитренко приводит показатели деятельности районного кинопроката за 6 месяцев этого года:

— Количество кинозрителей увеличилось на 508 человек, выручка от продажи билетов выросла на 3,9 тыс. руб. Темп роста внебюджетных доходов в сопоставимых условиях составил 114,6 процента при установленном годовом задании 103,0 процента.

А что же сельский зритель? Он тоже без внимания не остается. Свежие киноленты добираются и до него, правда, недели через 2 или месяц после того, как производитель официально выпустит их на DVD. А с демонстрацией картин там, где нет для этого подходящих условий, выручает передвижной видеопроекционный комплекс.

С помощью передвижных видеоустановок в учебную пору узденские прокатчики показывают фильмы и кинолектории в школах, детских садах города и района. Еще один постоянный адрес — санаторий «Подъельники», а сейчас, во время каникул, и детский оздоровительный лагерь «Зарница», где отдыхают более 300 человек, все лето два раза в неделю видеопередвижка — там.

А в день моего приезда в Узду на дневной сеанс в «Октябрь» собирались юные зрители. Те, кто еще не успел посмотреть новый анимационный фильм «Монстры на каникулах 3: море зовет». Таких оказалось немного — последние дни показа.

Билеты куплены. В зале гаснет свет. Сеанс начинается.

Стаканчики попкорна — непременный атрибут просмотра — в руках. Стереоочки — на носу. И внимание на экран. Эффект 3D — будто захватывающий аттракцион. Погружение в кинореальность — максимальное.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Татьяна ДОРОШКЕВИЧ, генеральный директор КУП «Миноблкиновидеопрокат»:

— В 2010 году в Минской области была воссоздана единая государственная организация кинопроката на базе коммунального унитарного предприятия «Миноблкиновидеопрокат». Сегодня это единственная организация такого типа в стране среди областных государственных кинопредприятий. В настоящее время в ее состав входят 22 структурных подразделения без образования юридического лица (7 филиалов, 15 отделов), территориально расположенных в каждом регионе Минской области.

Предприятие имеет один расчетный счет, на который поступает субсидия, выделенная Минским облисполкомом, а также выручка от основной деятельности и дополнительных видов услуг. Денежные средства направляются на оплату текущих расходов, прав за показ фильмов, ремонт зданий и сооружений, модернизацию кинотеатров и так далее.

Единая структура позволяет иметь в области эффективную систему управления киновидеопрокатной отраслью в части подчиненности, подотчетности, результативности и экономической стабильности.

В период с 2010 по 2017 год в области оснащено цифровыми технологиями показа и звуковым оборудованием «Долби-диджитал» 20 залов. Из них за счет средств областного бюджета — 6, за счет собственных средств — 10 и 5 залов — за счет смешанного финансирования. 

В 2017 году в области было выпущено в прокат 127 названий фильмов в цифровом формате и 103 — в формате DVD. За 6 месяцев этого года приобретено 60 названий в цифровом формате и 75 — в формате DVD. Специфика однозальных кинотеатров не позволяет представить на экранах области большее количество релизов из-за дефицита экранного времени. Но репертуар областной киносети предлагает самые востребованные и ожидаемые премьеры мирового проката, новые белорусские и российские картины, а также художественные и документальные киноленты для проведения информационно-воспитательной работы с населением по 20 тематическим направлениям. Отобранные для показа в областных кинотеатрах фильмы по итогам прокатного года имеют самые высокие рейтинги по количеству зрителей и кассовым сборам в странах СНГ.

Единая структура предоставляет и возможности для развития дополнительных видов деятельности в интересах всей сети. Например, в кинотеатрах области работают 14 собственных пунктов общественного питания. В августе 2017 года на базе одного из кинотеатров предприятия начал действовать участок по производству попкорна, который обеспечивает все кинотеатры области этой продукцией, что повысило рентабельность услуг общественного питания во всех объектах и позволило сэкономить значительные финансовые средства по открытию в кинотеатрах отдельных производств.

svirko@sb.by

Фото Виталия ГИЛЯ.

«Родина» зовет

В Жлобине, чтобы вернуть зрителя в кинотеатры, освоили соцсети, организовывают флешмобы и даже ходят по песочницам

Глядя на современное здание кинотеатра в Жлобине, не сразу и догадаешься, что ему больше шестидесяти лет. Лишь название — «Родина» — как бы намекает на советское прошлое. «Но мы считаем, что нам только третий год, — с улыбкой на устах встречает нас директор Лариса Сыроквашина. — Мы только в начале пути». В Жлобин мы заглянули, чтобы понять, может ли киносеть в регионе работать успешно.

В Жлобине кинотеатр — это еще и место проведения культурно-массовых и социальных мероприятий.

«Дожали» на субботнике

«Дожинкам» рады в любом уголке Беларуси. Это ведь гарантия, что город приведут в порядок, отремонтируют старые здания и даже построят что-то новое. Но в случае со жлобинским кинотеатром этот номер не прошел. Точнее, в 2013-м здание покрасили, чтобы оно не портило вид центральной площади. Но тут же на него повесили замок: крыша была в аварийном состоянии, требовалось обновление внутренней отделки и т.д. Для местных жителей кино неожиданно кончилось. Правда, страдали они недолго. Некоторые, особенно молодежь, стали совершать романтические поездки в соседний Рогачев.

— Ох и непросто нам пришлось возвращать людей! — в сердцах говорит Лариса Викторовна.

За два года, что кинотеатр был на ремонте, жлобинчане действительно отвыкли от походов в «Родину». Хотя, когда районные власти бросили клич о помощи в сборе средств, жители стали выходить на субботники и в итоге насобирали почти полмиллиарда рублей. Конечно, для такой стройки деньги не бог весть какие, но все же какой-никакой вклад в большое дело. Словом, вложившись в кинотеатр, люди ожидали получить уютное место для времяпровождения.

Огромный холл, точка по продаже попкорна и прочих вкусняшек, теннисный стол, современная касса с экраном — сюда и два с лишним года спустя многие ходят, как на экскурсию. Но святая святых здесь, конечно, новый зал. Да, мест после ремонта осталось всего 160. Зато какие удобные кресла. А сзади и вовсе два ряда шикарных двух- и трехместных диванов. Есть и места для людей с ограниченными возможностями.

Все краски рекламы

За час до сеанса мультфильма проданы считаные билеты. Но ближе к полудню у кассы даже выстраивается небольшая очередь. И к началу мультфильма большая часть зала уже заполнена. Конечно, руководство мечтает о постоянных аншлагах, но в летнее время и тем более в последние дни показа со зрителями туго.

— Премьеры у нас по четвергам. Билетов обычно не достать. В пятницу и субботу залы тоже заполнены. А потом… А потом начинаем что-то придумывать, — говорит Лариса Викторовна и тут же зовет методиста Екатерину и представляет: — У меня замечательный коллектив, но основная работа со зрителями лежит вот на этих хрупких плечах. Помню, как два года назад, столкнувшись с малой заполняемостью на некоторых сеансах, сказала: «Девочки, надо придумывать какие-то мероприятия». Они в один голос: «Мы не сможем!» А теперь подходят ко мне сами: «Викторовна, может, что-то новенькое придумаем?»

Хозяйки кинотеатра наперебой начинают рассказывать про недавний праздник красок. Позвали они к себе на площадку ребят-частников, те такое музыкально-танцевальное шоу устроили! Мало кто из проезжавших мимо, особенно дети и подростки, не остановился там. В итоге на несколько часов территория около «Родины» превратилась в радужный городок с разноцветными «жителями». Что, спросите, кинотеатру от этого? Пришедшие на праздник раскупили все билеты на ближайший сеанс. А кому не хватило, забронировали места на завтра. При этом затрат на шоу — ноль. Правда, если не считать усилий Екатерины и компании на рекламу этого праздника.

Движение вверх и вперед

Конечно, афиши на кинотеатре и многочисленных столбах — это в первую очередь. Освоили здесь и соцсети. Хвастаются, что в ВКонтакте у «Родины» более десяти тысяч подписчиков. Походы по близлежащим песочницам, рынкам и другим местам скопления людей — здесь и от такого не отказываются. К слову, завидев где-нибудь на улице Ларису Викторовну или Екатерину, дети сами бегут к ним с вопросами: «А что у вас сейчас идет? А представление какое-нибудь будет?» Тогда руководство кинотеатра бросает клич в отделы образования и культуры райисполкома, МЧС, милицию и т.д. Там тоже всегда рады инициативе «Родины»: ведь это еще и возможность профилактические мероприятия провести. Из последних там вспоминают флешмобы на мультфильмы «Зверопой» и «Реальная белка-2»: детей развлекали аниматоры-зверюшки, малыши рисовали, танцевали, а потом из фойе переместились в зал. На «28 панфиловцев» зрителей завлекали военной выставкой. А перед «Землетрясением» работники кинотеатра не поленились сходить на рынок, где торгует очень много армян. Они-то и стали основными зрителями фильма о трагедии в Армении. Так сказать, вернулись в свою молодость.

Похожая история случилась и с фильмом «Движение вверх». Вообще, это рекордсмен жлобинского проката последних лет: его показывали на протяжении четырех недель. Хотя обычно ленты не сходят с экрана приблизительно две недели, в особых случаях — три. А тут такое: можно было наблюдать за потоком зрителей, ничего не делая. Но руководство «Родины» мудро расценило, что особый интерес этот фильм вызовет у тех, кто как раз жил в ту эпоху и хорошо помнит Мюнхенскую Олимпиаду-1972. А ведь эта категория людей — те, кому пятьдесят и старше, — как раз очень редко приходит в кинотеатр. Сыроквашина со своими девочками чуть ли не по домам пошли:

— Потом в зале еще долго пахло «Красной Москвой». Но мы так рады были видеть этих людей у себя!

Бизнес плюс социальные стандарты

Хотя Лариса Викторовна не скрывает: самый дорогой и преданный их зритель — это дети. Спросите у малышей из близлежащего сада, какой любимый их вид досуга, и многие скажут — поход в кинотеатр. Всегда много здесь и ребятни постарше. Есть среди жлобинчан те, кто ни одного нового мультфильма не пропустит. К слову, есть в «Родине» еще и малый зал. Туда можно прийти с семьей или друзьями в любой момент и заказать к просмотру то, что там показывали раньше: в кинотеатре большая коллекция советских и современных белорусских фильмов. Малый зал — это еще и место встреч трудных подростков, а также людей-инвалидов.

Мероприятия социальной направленности — без них никуда. Показ фильмов на селе — из этой категории. Водитель Николай, он же по совместительству видеодемонстратор, на своей «Газели» несколько раз в неделю снаряжается по агрогородкам района. За чисто символическую плату в 50 копеек там показывают мультфильмы-новинки и последние белорусские фильмы. И знаете что, некоторые после этого уже самостоятельно едут в город, чтобы посмотреть «кино в очках». А несколько раз, рассказывают в «Родине», подключив к акции отдел образования, который и выделил автобус, сельских ребят бесплатно привозили, чтобы они посмотрели 3D-кино. Словом, здесь ценят каждого зрителя.

Неужели в кинотеатре нет проблем? Лариса Викторовна отвечает: благодаря коллегам из других районов, которые охотно делятся опытом, и дружному коллективу все трудности преодолеваются. Недовольные зрители? Разве что те, кому билетика на первые показы не хватило. Других поводов здесь просто не бывает. Уже несколько лет в Жлобине премьеры дают одновременно с Минском и Москвой. Плюс новый комфортный зал, попкорн в мини-баре — что еще для счастья киноману надо?

КОМПЕТЕНТНО

Александр Лавриненко, генеральный директор «Гомельвидеопроката»:

— В структуру нашей киносети входит 16 киновидеопредприятий. Это не все районы области: в пяти в рамках оптимизации они были реорганизованы и вошли в систему организации культуры на местах. За шесть месяцев объем доходов составил более 3,3 миллиона рублей. Все предприятия работают успешно. Но наша особая гордость — КУП «Кинотавр», объединяющее три кинотеатра. Ни в каком другом областном центре такой структуры нет. Так вот это предприятие с 2014 года перешло на самоокупаемость. Конечно, в небольших городах таких показателей добиться сложно, в первую очередь по той причине, что там необходимо выполнять ряд социальных стандартов, один из которых — показ кинофильмов в агрогородках. При этом показатель возмещения собственных затрат по всей области составляет более 70 процентов. Лидеры здесь Жлобин, Речица, Мозырь.

Отрадно, что каждый год мы наблюдаем положительную динамику в работе киносети в регионах. Этому способствуют обновление кинотеатров, закупка нового оборудования. В этом нам очень помогает руководство области. Последний пример тому — кинотеатр «Восход» в Житковичах, который был обновлен благодаря личному участию председателя облисполкома Владимира Андреевича Дворника. Теперь это уже настоящий многопрофильный культурно-развлекательный комплекс.

Сегодня надо соответствовать современным требованиям. Работать по критериям, которые были в советские времена, нельзя. Мы должны зарабатывать не только на показах кинофильмов. Важна и внепрофильная деятельность. То есть сегодня для успешного развития надо жить по законам бизнеса. При этом не забывая об интересах государства, его идеологии. Мы работаем для зрителя, а потому должны удовлетворять все его желания.

stepuro@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter