Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения известного кинорежиссера заслуженного деятеля искусств России Валерия Рубинчика, ушедшего от нас в 2011 году. С 1969 года он работал на «Беларусьфильме», в 1990-м переехал в Москву, где преподавал и работал на «Мосфильме». В Музее истории белорусского кино до 30 апреля проходит персональная ретроспектива «Для меня кино важнее жизни», посвященная творчеству Рубинчика, а на телеканале «Беларусь 3» сегодня — его картина «Венок сонетов» и авторская программа Владимира Орлова «Люблю i памятаю».
Валерий родился в Минске в творческой семье Давида Рубинчика, работавшего директором в знаменитом на весь Советский Союз оркестре Эдди Рознера, после — директором Русского театра. Уже в 4-м классе Валерий написал в дневнике: «Я хочу быть кинорежиссером». Окончил три курса Белорусского театрально-художественного института, работал на киностудии «Беларусьфильм» разнорабочим, помощником режиссера, ассистентом. Несколько раз «штурмовал» ВГИК и, наконец, поступил в мастерскую Якова Сегеля. Его однокурсниками были Сергей Соловьев и Станислав Говорухин. У Рубинчика было несколько прозвищ — Сапфирчик и Феллинчик. Его актерский дебют состоялся в студенческой работе Говорухина «Аптекарша» по рассказу Чехова. Позже он сыграл адвоката в фильме Говорухина «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна».
После окончания ВГИКа Рубинчик вернулся в Минск и снял очень разные картины: «Могила льва», «Последнее лето детства», «Гамлет Щигровского уезда», «Венок сонетов», «Дикая охота короля Стаха», «Культпоход в театр». В этих фильмах снимались Олег Видов, Марис Лиепа, Игорь Ясулович, Евгений Евстигнеев, Олег Борисов, Евгений Стеблов, Юрий Ступаков, Валентина Талызина, Борис Плотников, Альберт Филозов, супруга режиссера актриса Валентина Шендрикова, сыгравшая Корделию в «Короле Лире» Григория Козинцева. В 1983 году вышел фарс «Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа», где в совершенно неожиданном амплуа зрители увидели Анатолия Папанова.
Удивляли своим пластическим решением, выбором тем и дальнейшие работы Рубинчика: «Отступник», «Комедия о Лисистрате». Снова на экране сияло созвездие актеров: Калягин, Коренева, Стеблов… Картина поставила и другой рекорд — по количеству обнаженных тел на экране (комедия Аристофана это позволяла). «Нелюбовь» — первый фильм, снятый по сценарию Ренаты Литвиновой. Зрители впервые увидели на экране актрису Ксению Качалину. Ее партнером стал опытный Станислав Любшин. Позже появились работы «Пейзаж с тремя купальщицами», документальный фильм о художнике Борисе Заборове, ироничная картина «Кино про кино», «Нанкинский пейзаж». Рубинчик преподавал в Институте современного искусства и во ВГИКе вместе с Сергеем Соловьевым. Среди его учеников — Анна Меликян, Алексей Сидоров, снявший «Бригаду», Елена Корикова и другие режиссеры и артисты.
В своих работах режиссер всегда стремился уйти от быта.
–У Рубинчика я не только снимался, но и много занимался озвучением для его картин, — вспоминает заслуженный артист Беларуси Александр Кашперов. — Первая совместная работа — озвучение для его дебюта «Красный агитатор Трофим Глушков». До сих пор помню этот черно-белый фильм, он ни в чем не уступает ранним работам Никиты Михалкова и в чем-то перекликается с его картиной «Свой среди чужих, чужой среди своих». В «Могиле льва» я уже снимался. Общался на съемках с Марисом Лиепой, Олегом Видовым. У меня тогда родилась дочь Екатерина, а Видов снимался в Германии и привез мне соски и игрушки. В «Могиле льва» первоначально получился прекрасный материал, но после того как все стали вмешиваться, результат вышел несколько иным.
Александр Кашперов с удовольствием вспоминает еще об одной совместной работе с Рубинчиком в 1980-е годы — спектакле «Комедия о Лисистрате» в Театре-студии киноактера, куда Рубинчика пригласил тогдашний главный режиссер Борис Луценко:
— Валерий Давидович оказался большим фантазером. Перед тем как начать работу, показал нам картины американского режиссера Боба Фосса, которые мы тогда не могли нигде видеть. Он подготавливал нас к работе и, конечно, всех увлек своими идеями. Это была такая фантасмагория, в ней было много цирковых трюков. Актер Анатолий Гурьев, например, в одной из сцен повисал в воздухе. Рубинчик создавал не обычный спектакль, а настоящее зрелище. Где-то чуть-чуть оголялись молодые девчонки, хотя на белорусских подмостках это было не очень принято. Это не был эстетский спектакль, зритель к нам просто ломился. Он и в театре применил новаторский подход.
Известный оператор Юрий Елхов работал с Валерием Рубинчиком над двумя картинами:
— Первым моим фильмом, снятым с Валерием Рубинчиком, стал «Культпоход в театр». Это произошло сразу же после съемки фильма «Раскиданное гнездо» с Борисом Луценко, где изобразительному решению придавалось большое значение. Я там использовал специально для меня изготовленную пленку без противоореольного слоя, которая на экране создавала светящийся ореол на границе светлого и темного. Валерию Рубинчику такое изображение понравилось, и он предложил мне снять его фильм «Культпоход в театр». Правда, от пленки без противоореольного слоя он отказался и поставил передо мной и художником Владимиром Дементьевым задачу снять черно-белый фильм на цветную пленку. Звучит это парадоксально и нереально, но смысл этого решения заключался в том, чтобы уйти от многоцветности (разноцветности) в изображении и довести его до монохромности. Кроме того, чтобы уйти от условности кинематографического освещения, мы все декорации строили под интерьер с потолками и наполняли их естественными источниками освещения… Результатом наших совместных усилий режиссер, в конце концов, был удовлетворен.
— Как создавалась «эстетская» картинка «Отступника»?
— На съемку этого фильма мы пришли прежней командой: я — оператор, Владимир Дементьев — художник и Виктор Морс — звукооператор. Эстетику «Культпохода…» мы перенесли и в этот фильм. Во время подготовительного периода Валерий Рубинчик говорил мне и звукооператору Виктору Морсу: «Снимайте так, чтобы ничего не было видно, пишите звук так, чтобы ничего не было слышно…» На первый взгляд, это звучит парадоксально с явным гротеском и преувеличением. Но смысл его рекомендаций сводился к тому, что нужно уходить от открытых актерских сцен, создавать на их лицах резкие контрастные тени, в которые они попадают, с потерей фактуры и проработки. А звук писался так, чтобы зритель напрягал слух, пытаясь разобрать актерские скороговорки. Таким образом режиссер заставлял зрителя не просто сидеть комфортно в зрительном зале, воспринимая происходящее на экране как телевизионную передачу, а принимать активное участие в сопереживании героев фильма, как бы проигрывая сцену вместе с ними.
Владимир Короткевич и Валерий Рубинчик во время монтажа картины «Дикая охота короля Стаха».
— Можно ли сказать, что Валерий Рубинчик осознанно снимал «кино не для всех»?
— Он этого и не отрицал. Валерий считал, что его кино должно не развлекать зрителя по принципу «чего изволите?», а заставлять его работать интеллектуально, переживая и анализируя происходящее на экране, приходя в конечном итоге к своим собственным выводам, а не к заведомо навязанному дидактическому решению режиссера и сценариста.
Валерий Рубинчик заставлял зрителя не просто сидеть комфортно в зрительном зале, воспринимая происходящее на экране как телевизионную передачу, а принимать активное участие в сопереживании героев фильма, как бы проигрывал сцену вместе с ними.ЦИТАТА
«Сожалею о многом. Прежде всего о том, что у меня были большие паузы между фильмами. Объясняю это тем, что слишком долго выбирал тему, сценарий. Жалею, что не снял фильм о своем послевоенном детстве, о любимом Минске. Что мало работал в театре. Порой жалею, что не стал актером. Во ВГИКе меня знали как способного актера и поэтому приглашали во все дипломные спектакли актерского факультета, во все ка-пустники».
pepel@sb.by
В своих работах режиссер всегда стремился уйти от быта.
Владимир Короткевич и Валерий Рубинчик во время монтажа картины «Дикая охота короля Стаха».