«Лістапад» объявил программу: что смотрим на двадцать шестом минском международном кинофестивале?

Кино к радости

Билет на церемонию открытия за 20 рублей, фильмы из Судана и Сенегала, а также новинка от Валерии Гай Германики: двадцать шестой Минский международный кинофестиваль «Лiстапад» анонсировал программу и ее новинки. 

Кадр из фильма «Босоногий бегун».

Начнем с главного (и самого важного!): хорошего кино, как и прежде, будет очень и очень много. В этом году зрителям покажут 154 картины из 50 стран, билеты появятся в кассах 21 октября. Самый дорогой квиток будет стоить 20 рублей, самый доступный — всего два с половиной рубля. Начнется форум в первый день ноября и продлится восемь дней. 

А примут зрителей лучшие площадки Минска: кинотеатры «Центральный» (там покажут картины основной конкурсной программы и конкурса «Молодость на марше»), Falcon Club Бутик Кино, Silver Screen в ТЦ «Галилео» (куда из «Мира» в этом году «переедет» основной конкурс документального кино), «Пионер» (здесь по традиции смотрим картины «Лiстападзiка»), «Беларусь» (который хлебом-солью встретит гостей, пришедших на фильмы конкурса национальных киношкол) и Музей истории белорусского кино. Красную дорожку — верный признак церемоний открытия и закрытия фестиваля — расстелят перед кинотеатром «Москва». 
Нынешний Минский международный кинофестиваль «Лiстапад» пройдет под слоганом «К радости» — таким образом его организаторы хотят не только почтить выдающегося режиссера Ингмара Бергмана, но и пригласить зрителей вместе с кино пройти путь познания себя и окружающего мира.
Накануне главного кинособытия Минска директор программ игрового кино и конкурса фильмов для детской и юношеской аудитории «Лiстападзiк» Игорь Сукманов рассказывает, на какие имена непременно стоит попасть, чем сильно авторское кино этого года и почему в программе основного конкурса так много лент из солнечной Грузии. 

Конкурс «Молодость на марше»: белорусский след 

В этой секции, напомним, представлены работы наиболее интересных и ярких молодых авторов мирового кино. Географических барьеров нет. Тематических, впрочем, тоже, подчеркивает Игорь Сукманов:

— В этом году конкурс проводится в десятый раз. Многие режиссеры, которых мир в свое время только-только открывал, были представлены на нашем кинофестивале именно в этой секции. Это и Дэмьен Шазелл, автор «Ла-Ла Ленда» и «Одержимости» (премьера последней как раз и состоялась на «Лiстападзе»), и Кантемир Балагов, чью «Тесноту» мы показывали одними из первых. В этом смысле «Молодость на марше» — это огромный спектр имен, которые сегодня, быть может, еще ничего не говорят рядовому зрителю, но уже завтра могут занять почетное место в иерархии лучших режиссеров мира. 

12 картин отобраны для нынешнего фестиваля. Среди наиболее интересных отмечу следующие работы:

1. «Барбершоп, или В плену волос» 
(реж. Хомайун Ганизадэ, Иран)

Не слишком удачный русский перевод не должен вводить зрителя в заблуждение. Картина, не сомневаюсь, обязательно понравится всем любителям театра абсурда. Это очень тонкая режиссерская работа, где фантазия берет верх над реальностью, но в то же время не отступает от нее. 

Кадр из фильма «Барбершоп, или В плену волос».

2. «Что было бы» 
(реж. Флориан Кернер фон Густорф, Германия)

Дебютный фильм (с неожиданным белорусским следом!) знаменитого немецкого продюсера. Картина снята по мотивам одноименного романа, автор которого Грегор Зандер в свое время был в Минске и предоставил возможность перевода книги на белорусский язык. Перевод сделал Ольгерд Бахаревич. И Бахаревич, и режиссер выступят в день показа фильма в Минске — получится интересный опыт интеграции кино в литературу. 

3. «Мои мысли тихие» 
(реж. Антонио Лукич, Украина)

Главный национальный хит Украины. Картина была очень тепло принята публикой. Фильм выполнен в том самом неблагодарном жанре комедии, который идет на сближение с очень разной аудиторией.

4. «Ивана Грозная» 
(реж. Ивана Младенович, Сербия — Румыния) 

Дерзкий и радикальный режиссер Ивана Младенович сняла, по сути, автобиографическую картину. Думаю, особенно понравится «Ивана Грозная» молодым кинематографистам: режиссер чрезвычайно тонко связывает игровое и документальное пространство. 

5. «Зависимые (Всего лишь 6,5)» 
(реж. Саид Рустайи, Иран)

Еще одна картина из Ирана, которая покажет и расскажет то, что вы не видели и не знали об этой стране. Фильм снят в жанре полицейского боевика, и не так давно его приобрела крупнейшая компания Франции для проката на территории этой страны. «Зависимые» — это тот случай, когда мощный коммерческий потенциал органично сочетается с режиссерским мастерством. 

Основной конкурс игрового кино: болевые точки

В главной фестивальной секции в этом году также представлено 12 картин. Что примечательно, практически все их авторы приедут в Минск. Поэтому, обращает внимание Игорь Сукманов, это будут не просто показы, просмотры и кулуарное общение, а огромная дискуссионная площадка: 

— Несмотря на то что в программе представлены картины не только из стран постсоветского пространства, зритель, уверен, абсолютно в каждой из лент найдет что-то для себя. Все работы отражают болевые точки, которые есть у современного общества. Эти фильмы не обязательно хвалить или любить, но думать и спорить о них нужно. 

Кадр из фильма «Что было бы».

1. «Босоногий бегун» 
(реж. Мирлан Абдыкалыбов, Кыргызстан)

Этот режиссер уже участвовал в нашей программе и получил приз за ленту «Небесные качели». Интересно, что в новой работе Абдыкалыбова тоже есть белорусский след. Один из героев фильма — трактор «Беларус». 

2. «Мысленный волк» 
(реж. Валерия Гай Германика, Россия)

Гай Германика — один из самых интересных режиссеров современной России. Валерия мечтает приехать в Минск, чтобы представить свой фильм, но есть один момент: как раз в конце октября она готовится стать мамой. Так что, если позволит состояние, то она, конечно, заглянет к нам на фестивальный огонек. 

3. «Преступный человек» 
(реж. Дмитрий Мамулия, Грузия — Россия) 

Мамулия — один из основоположников Московской школы нового кино, где как раз сейчас учится наша соотечественница Юлия Шатун, которая стала победителем национального конкурса «Лiстапад» в 2017 году. Картина «Преступный человек» интересна, в первую очередь, отсылками к творчеству Федора Достоевского. Фильм в Минске представит сам автор. 

4. «А потом мы танцевали» 
(реж. Леван Акин, Грузия —Швеция)

В этом году у нас получился сильный акцент на грузинской школе кино. Что ни картина, то фантастическая работа. Фильм «А потом мы танцевали» произвел фурор в Каннах и Одессе, он берет за грудки абсолютно каждого и поднимает проблемы общества и человека. Есть и некоторая перекличка с «Одержимостью» Шазелла: действие происходит в ансамбле танца. Так что зрители получат дополнительный адреналин, наблюдая за сумасшедшей и темпераментной грузинской хореографией. 

5. «Раскрашенная птица» 
(реж. Вацлав Маргоул, Чехия — Словакия)

Один из самых спорных фильмов нынешнего киносезона. Кто-то говорит, что это новый «Иди и смотри», кто-то — что режиссеру нужно поставить единицу. Картина потрясает своим натурализмом и драматизмом. Но это не столько лента о Холокосте и Второй мировой, сколько попытка переосмыслить новый фольклор. По сути, это по-новому прочитанные братья Гримм: страшные сказки о XX веке.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter