
Мне всегда казалось, что нам, белорусам, правильнее сравнивать себя не с Россией (слишком большая) или Германией, а со странами вроде Чехии и Венгрии: и территория не сильно отличается, и количество населения, и исторически они долго пребывали внутри других государственных образований. Социализм опять же. С Польшей сравнивать себя соблазнительно, но не слишком продуктивно: и страна куда больше, и темперамент у местных жителей ох какой. «Непамяркоўны зусiм». Мне поляки темпераментом часто венгров напоминают, и о польско–венгерской дружбе (в двух странах со времен социализма день своей дружбы празднуют, вы знали?) я напишу в одном из ближайших «Писем». А в этом я хотела написать о том, как заманивают к себе киношников Чехия, Венгрия, а теперь и Польша — нам в пример.
До сих пор самыми большими конкурентами в деле привлечения зарубежных съемочных групп были Чехия и Венгрия. Страны очень красивые, но по атмосфере и архитектуре своих столиц очень разные. Так что и кино в них можно снимать разное. Как снимали на улицах Будапешта, видела лично. А еще у меня был опыт съемок в российском фильме «Грааль» на чешской киностудии «Баррандов». Когда я спросила у режиссера Натальи Тарадиной, почему именно здесь они снимают, она сказала, что лучше, чем в Праге, никто не построит средневековые декорации. А иногда декорации и строить не надо, добавлю я: о таком количестве прекрасно сохранившихся замков нашей «краiне замкаў» и мечтать не приходится. А в соседнем с российским фильмом «Грааль» павильоне в это же время снимался Майкл Дуглас. В ноябре прошлого года в Праге начали снимать боевик с Аль Пачино и Робертом Де Ниро в главных ролях: мечта, а не проект! (И не только для зрителей, между прочим.)
«Баррандов» (знали ли вы, что у ее истоков стояли дед, отец и дядя Вацлава Гавела?) бодро рапортует об успехах экономических: на 2017 год студия загружена работой полностью (в 2016 году была загружена на 84%) и даже покупает дополнительные здания, чтобы расширяться: спрос продолжает расти. Здесь снимают немцы, китайцы, американцы, норвежцы и многие другие. А правительство своим киношникам помогает, возвращая значительную часть денег, потраченных на территории Чехии. Киношникам выгодно: удешевляет производство фильмов. Но и Чехии выгодно: обеспечивает занятость павильонов «Баррандова» и не только их. Венгрия делает то же самое.
И вот теперь в эту конкуренцию вступила Польша, гарантировав возврат 25% потраченных на ее территории сумм. Инициатива принадлежит министерству культуры, которое долго проталкивало свою идею в правительстве. Наконец удалось. Правило должно вступить в силу к концу года, для этого создается специальный фонд в размере 22 млн евро. Но иностранные съемочные группы свой «возврат» еще должны заработать: использовать польских специалистов, товары и услуги. Так что не просто так правительство готово расстаться со своими деньгами. Новые правила коснутся художественных, документальных, анимационных фильмов и сериалов. Правило о сотрудничестве с местными партнерами есть и в Чехии, и в Венгрии. Еще даже до принятия решения о возмещении средств в Польше сняли нашумевший фильм с Томом Хэнксом «Мост шпионов»: конкуренция с соседями обостряется.
А в том, что международных кинематографистов буквально принуждают сотрудничать с местными, местным одна польза. Часть декораций для фильма «Выживший», за который Леонардо ди Каприо наконец–то получил «Оскара», делали в Чехии. Мастерство местных специалистов растет стремительно. И самым благоприятным образом сказывается на качестве родного, чешского, кинематографа. В 2009 году каждый чешский фильм смотрели в среднем тысяча зрителей. Сегодня треть всех зрителей, пришедших в кинотеатры (в 2015 году их было 13 млн), смотрят именно чешские фильмы, которые становятся все популярнее и качественнее.