Кино и жизнь

Еще один знаменитый артист разделил печальную участь забвения
Еще один знаменитый артист разделил печальную участь забвения

В последнее время все чаще появляются сообщения о том, как очередная звезда советского кинематографа попадает за черту бедности. И протянуть руку помощи бывшему кумиру миллионов зрителей, оказывается, некому. В нищете и забвении умерли Борислав Брондуков, Инна Ульянова, Клара Румянова. Бедствуют и болеют Татьяна Самойлова, Римма Маркова, Раиса Куркина. А недавно из московской прессы стало известно о трагической судьбе еще одного выдающегося актера — Анатолия Веденкина, сыгравшего в прошлом более ста заметных киноролей.

Прагматичная мама Валентина Николаевна советовала сыну выучиться на мясника, чтобы в доме всегда было вдоволь еды. Но Анатолий мечтал о сцене. Тайком от мамы он поступил в ГИТИС на курс Бориса Бабочкина. С первого раза. И сразу же стал любимым учеником мастера курса. После окончания института Веденкина приняли в труппу Театра имени Моссовета. Но, проработав там всего один сезон, актер навсегда отдал свое сердце кинематографу. «Жизнь прошла мимо», «Не стреляйте в белых лебедей», «Барышня–крестьянка», «О бедном гусаре замолвите слово», «Анкор, еще анкор!», «Трактир на Пятницкой», «Любить по–русски». Эти фильмы с его участием вошли в анналы советского кино. Веденкин был звездой. В артистической среде его любили, считали заводилой и душой компании. Он был близким другом Евгению Леонову и Валерию Носику. Крутил романы с самыми яркими звездами. Но сегодня этого уже никто не помнит. Веденкина списали со счетов. Многие коллеги уверены, что его уже давно нет в живых. Дело в том, что больше пяти лет Анатолий Анатольевич не встает с кровати и учится заново говорить...

Несчастья начались в 2000 году, когда Веденкин перенес первый инсульт. Впрочем, с этой напастью актер справился довольно быстро. Через месяц он уже приступал к съемкам в очередном фильме. Но внезапно выяснилось, что ему необходима операция. Внешне пышущий здоровьем 58–летний мужчина неохотно поддался на уговоры и лег в больницу, прихватив с собой сценарий нового фильма. Актер не сомневался, что через две недели окажется на съемочной площадке. Но во время операции ему занесли инфекцию. Тогда же случился второй инсульт, после которого Веденкин уже не смог оправиться. Месяц он пролежал без сознания в реанимации. К нему никого не пускали. Да и кроме старушки–матери, 86–летней Валентины Николаевны, у Веденкина никого не осталось. Своей семьи у него нет. Близких отношений с актрисами Анатолий Веденкин старался избегать. Дело в том, что однажды он приобрел печальный опыт, который запомнился на всю жизнь. Мало кому известно, что в 1973 году Веденкин делал предложение Людмиле Гурченко. Молодые актеры познакомились на съемках одного из первых советских мюзиклов «Летние сны». Играя там мужа и жену, они так вошли в роли, что вскоре стали жить вместе. Бурный роман длился два года. Но Веденкин, по словам его мамы, не выдержал вулканического темперамента Людмилы Марковны. Он вернулся домой. Рубец на сердце долго не заживал. Поэтому Анатолий Анатольевич навсегда для себя решил, что будет держаться подальше от красивых актрис.

Намного позже он женился официально. Но 9 лет назад его жена умерла прямо на операционном столе. Не пришла в себя после наркоза. Потом у него еще была подруга. Прожили они вместе недолго. Теперь все злоключения актеру приходится встречать в одиночестве. Детей Веденкину Бог не дал.

Когда мать привезла сына домой из больницы после второго инсульта, на его теле были огромные пролежни. Раны не заживали и гноились. Веденкин все время терял сознание. Врачи только разводили руками. Через знакомых Валентине Николаевне удалось определить сына в Адмиральский госпиталь, где трижды в день Веденкину делали переливание крови. Шесть месяцев врачи госпиталя вытаскивали актера буквально с того света. Организм удалось очистить, пролежни исчезли. Но двигаться и говорить Веденкин так и не начал. После госпиталя больной вообще никого не узнавал. Но постепенно память к нему возвращается. Сейчас он смотрит свои старые фильмы, и слезы градом катятся из его глаз. Это практически единственная реакция, которая ему сейчас подвластна. Хотя мама актера купила инвалидную коляску в надежде, что сын вновь научится сидеть. И они смогут, наконец, выйти на улицу. Вот только доживет ли старушка до этого дня? Недавно она сама попала в больницу с сердцем. Три дня промаялась на больничной койке, а потом ушла под расписку домой. Не может оставить своего Толечку совсем одного.

Мама и сын живут более чем скромно, в типовой многоэтажке на Сокольнической площади. Веденкин всегда был неприхотлив в быту. Гонорары от картин тратил на любимых женщин и друзей. Сейчас с ним нет ни тех, ни других. Когда–то в центре небольшой проходной комнаты стоял круглый стол, за которым не утихали шумные веселья. Раньше почти каждый вечер здесь собирались известные актеры. Теперь это место занимает кровать для лежачих больных. Вот уже шестой год Валентина Николаевна тратит свою маленькую пенсию на лечение тяжелобольного сына. И все это время обивает пороги медучреждений в надежде вернуть к нормальной жизни Анатолия. С 1970 года Веденкин является членом Союза кинематографистов России. Первые четыре года болезни организация помогала инвалиду. Выделяла по праздникам набор продуктов, каждый месяц выплачивала из фонда тысячу рублей. Два года назад помощь прекратилась. А для восстановления мозговых клеток требуются дорогие лекарства. Мать же в состоянии купить сыну только самые дешевые. Но даже и от них есть небольшой результат. Анатолий Анатольевич начал воспринимать человеческую речь. Два раза в неделю к нему приходит массажистка. И он уже пытается двигать руками и ногами. Но сеанс общего массажа обходится Валентине Николаевне в 300 рублей. А Веденкину нужна серьезная помощь, настоящая гимнастика, профессиональный массаж. Недавно отчаявшаяся мать написала письмо в Госдуму с просьбой помочь. Вот только отнести так и не решилась...

Бывший президент гильдии актеров кино России Сергей Жигунов как–то сказал: «Когда уходит человек, уже поздно говорить ему вслед, какой он был замечательный, и поздно сожалеть о том, чего у него не было, а могло бы быть». Слова очень правильные. А на деле состарившиеся кинозвезды сегодня не нужны ни гильдиям, ни бывшим поклонникам. И тихо угасают один за другим. Их трагические судьбы — напоминание нынешним кумирам, как недолговечна слава. Но этого никто не слышит...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter