Вчера все минские кинотеатры приняли первых посетителей после затяжного перерыва. Эксперты уверяют, что залы больше никогда не будут заполняться так, как это было в докоронавирусные времена, и предрекают успех онлайн-прокату. Однако кинокомпании не спешат устраивать премьеры в сети и анонсируют выход фильмов в прежнем формате. Какое будущее ждет киноиндустрию?
Устали от сериалов
Не секрет: в марте — мае этого года посещаемость кинотеатров Минска упала в десять раз по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. В вынужденном простое оказались как коммунальные, так и частные залы. В какой-то момент единственным работающим в двухмиллионном городе остался кинотеатр «Беларусь». Да и здесь картины крутили себе в убыток. Впрочем, в таком положении оказались не только белорусские прокатчики, но и их коллеги по всему миру. Теперь на повестке дня вопросы: каким будет выход из сложившейся ситуации и все ли преодолеют затяжной кризис?— Надеемся на лучшее и не упускаем возможностей вернуть зрителя. В работу стали включаться поэтапно еще в июне, но только сейчас пришли к полному открытию всех залов, — говорят в пресс-службе сети «КиноМинска», в которую входят 13 столичных кинотеатров. — Многих интересует, что происходило в период временной приостановки показов. Месяцы без зрителя использовали для грандиозного переоснащения, которое планировали давно. Так, в Минске заменили 13 устаревших кинопроекционных установок на ультрасовременные лазерные проекторы. В кинотеатрах «Аврора», «Беларусь», «Берестье», «Мир», «Центральный» и вовсе появилось премиальное оборудование. Благодаря высокому уровню яркости зрители смогут сполна насладиться впечатляющей реалистичностью динамичных сцен.
Однако пока рано говорить о полном возвращении к прежнему режиму работы. Безопасность зрителей — на первом месте. В кинотеатрах не спешат отказываться от рекомендаций ВОЗ: увеличен интервал между сеансами, чтобы проводить проветривание залов и обрабатывать кресла дезсредствами. В фойе и на входах — дозаторы с антисептиком. Все еще предусмотрена рассадка зрителей, позволяющая соблюдать безопасную дистанцию во время просмотра фильма.
А что же сами зрители — спешат ли они в кинозалы? Говорят, желающих с каждым днем становится все больше. Лично убедилась в этом в начале недели. Около семи вечера у кинотеатра «Мир», что неподалеку от площади Победы, было многолюдно — парочки и шумные стайки старшеклассниц.
— Сами не ожидали, что на фильм «После. Глава 2» столько народу придет. Казалось бы, ничем не примечательная картина, а ползала в будний день заполнено. Чудеса! — рассказали сотрудники кинотеатра.
Студентки Алина и Екатерина признались, что покупали билеты, даже не посмотрев трейлер:
— Если честно, было все равно, на что идти. Главное — сам факт выхода в люди. Устали мы от сериалов…
Не потеряли хватку
Впрочем, далеко не во всех белорусских городах в этом эпидсезоне закрывались кинотеатры. Брестоблкиновидеопрокат, например, решил не отпугивать ценителей полного метра и ни весной, ни летом не прерывал показы. Решили сделать ставку на максимальное обеспечение безопасности в залах и сохранить возможность культурного отдыха в городе даже в такие непростые времена. И сейчас руководство организации понимает, что была выбрана верная тактика.В Бресте всего два кинотеатра — «Мир» и «Беларусь». В кинопрокате не скрывают: на протяжении долгого времени приходилось приучать местного зрителя к просмотру фильмов на большом экране. Сегодня в областном центре около 30 тысяч человек, для которых поход в кино раз в несколько недель уже вошел в привычку.
— Терять лояльность аудитории не хотелось, поэтому работали в штатном режиме, — отмечают в организации. — Главная трудность была даже не в том, чтобы выманить людей из квартир в кинотеатр, а в том, что им предложить. Крупные компании вроде Disney, Sony, 20th Century Studios и других перенесли долгожданные премьеры на неопределенный срок, и мы фактически остались ни с чем. Постепенно стали знакомить зрителя с лентами независимых режиссеров, недорогими европейскими фильмами, которые в обычное время он упускает из виду из-за бешеной конкуренции с гигантами индустрии. Это не помогло нам собрать большую кассу, но позволило удержаться на плаву. И сейчас мы, в отличие от коллег, которые полностью останавливали работу, не начинаем с нуля, а плавно расширяемся. К примеру, на громкую премьеру картины Кристофера Нолана «Довод» даже не пришлось зазывать народ — брестчане и так знали, что кинотеатры работают, и сами пришли.
По словам руководства Брестоблкиновидеопроката, самым сложным с финансовой точки зрения оказался июнь. Несмотря на то что традиционно июль и август в кинопрокате считаются мертвым сезоном, в этом году обороты начали набирать именно летом. А в сентябре и вовсе почувствовали себя замечательно — люди пошли в кино с удовольствием.
Однако радоваться рано, считают в брестском кинопрокате. Работа кинотеатров напрямую зависит от дистрибьютеров, а они пока ведут себя крайне непредсказуемо:
— Например, сейчас мы понимаем: октябрь в этом году остается без достойного репертуара. Ранее анонсированные премьеры в последний момент стали переноситься на зиму. Так, 1 октября должен был выйти блокбастер «Чудо-женщина», но его передвинули на 24 декабря. Ожидаемый мультик «Барбоскины на даче» с 8 октября тоже перенесли на конец года. Но в новогодние каникулы и так «тесно» — будет поток других, более громких премьер, которые планировали год-полтора назад. Выходит, битва за аудиторию зимой намечается знатная, и далеко не все фильмы выйдут после нее с достойными сборами.
Другая назревающая проблема — набирающие популярность онлайн-платформы для просмотра фильмов. Несколько месяцев назад была озвучена идея выпускать картины одновременно в интернете и на большом экране. Ассоциация владельцев кинотеатров выступила против предложения синхронно работать с конкурентами в сети.
— Онлайн-площадки могут зарабатывать деньги на подписке в любое время — хоть в день премьеры, хоть через год после нее. Мы же работаем по другим правилам: люди приходят к нам на конкретный фильм в течение двух недель — месяца. И для нас крайне важно сохранить это временное преимущество. Надеемся, так и будет, — поясняет нюансы руководство Брестоблкиновидеопроката. — Нет оснований думать, что из-за пандемии наша индустрия семимильными шагами уйдет в онлайн. Большой экран все еще востребован у зрителя. Если в ближайшие месяцы не случится новых эпидемиологических потрясений, то заверяем: 2021 год будет фееричен для киноиндустрии. Все то, что мы потеряли минувшей весной, увидим в следующую. Ведь многие премьеры перенесли ровно на год. Плюс добавятся громкие новинки. Выбор у зрителя будет огромный.
КАРТИНА МИРА
Если заглянуть в киноафишу Минска на ближайшие пару недель, с премьерами действительно негусто. Но это зависит не от прокатчиков на местах, а от дистрибьютеров. Они ориентируются не на спрос в отдельных странах, а на ситуацию в мире в целом. Учитывая, что во многих государствах по эпидемиологическим соображениям кинотеатры до сих пор не открылись, процесс выхода из кризиса может затянуться.
Из приятных моментов — стоимость билетов осталась прежней. В пресс-службе «КиноМинска» поясняют: «Наша сеть социально ориентированная, и у нас нет планов увеличивать цены». Сейчас самое главное — вернуть людей в залы.
kurak@sb.by