Отправится ли большой экран в большое плавание после длинной паузы?

Кино до востребования

Вчера все минские кинотеатры приняли первых посетителей после затяжного перерыва. Эксперты уверяют, что залы больше никогда не будут заполняться так, как это было в докоронавирусные времена, и предрекают успех онлайн-прокату. Однако кинокомпании не спешат устраивать премьеры в сети и анонсируют выход фильмов в прежнем формате. Какое будущее ждет киноиндустрию?


Устали от сериалов

Не секрет: в марте — мае этого года посещаемость кинотеатров Минска упала в десять раз по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. В вынужденном простое оказались как коммунальные, так и частные залы. В какой-то момент единственным работающим в двухмиллионном городе остался кинотеатр «Беларусь». Да и здесь картины крутили себе в убыток. Впрочем, в таком положении оказались не только белорусские прокатчики, но и их коллеги по всему миру. Теперь на повестке дня вопросы: каким будет выход из сложившейся ситуации и все ли преодолеют затяжной кризис?

— Надеемся на лучшее и не упускаем возможностей вернуть зрителя. В работу стали включаться поэтапно еще в июне, но только сейчас пришли к полному открытию всех залов, — говорят в пресс-службе сети «КиноМинска», в которую входят 13 столичных кинотеатров. — Многих интересует, что происходило в период временной приостановки показов. Месяцы без зрителя использовали для грандиозного переоснащения, которое планировали давно. Так, в Минске заменили 13 устаревших кинопроекционных установок на ультрасовременные лазерные проекторы. В кинотеатрах «Аврора», «Беларусь», «Берестье», «Мир», «Центральный» и вовсе появилось премиальное оборудование. Благодаря высокому уровню яркости зрители смогут сполна насладиться впечатляющей реалистичностью динамичных сцен.

Однако пока рано говорить о полном возвращении к прежнему режиму работы. Безопасность зрителей — на первом месте. В кинотеатрах не спешат отказываться от рекомендаций ВОЗ: увеличен интервал между сеансами, чтобы проводить проветривание залов и обрабатывать кресла дезсредствами. В фойе и на входах — дозаторы с антисептиком. Все еще предусмотрена рассадка зрителей, позволяющая соблюдать безопасную дистанцию во время просмотра фильма.

А что же сами зрители — спешат ли они в кинозалы? Говорят, желающих с каждым днем становится все больше. Лично убедилась в этом в начале недели. Около семи вечера у кинотеатра «Мир», что неподалеку от площади Победы, было многолюдно — парочки и шумные стайки старшеклассниц.

— Сами не ожидали, что на фильм «После. Глава 2» столько народу придет. Казалось бы, ничем не примечательная картина, а ползала в будний день заполнено. Чудеса! — рассказали сотрудники кинотеатра.

Студентки Алина и Екатерина признались, что покупали билеты, даже не посмотрев трейлер:

— Если честно, было все равно, на что идти. Главное — сам факт выхода в люди. Устали мы от сериалов…


Не потеряли хватку

Впрочем, далеко не во всех белорусских городах в этом эпидсезоне закрывались кинотеатры. Брестобл­киновидеопрокат, например, решил не отпугивать ценителей полного метра и ни весной, ни летом не прерывал показы. Решили сделать ставку на максимальное обеспечение безо­пасности в залах и сохранить возможность культурного отдыха в городе даже в такие непростые времена. И сейчас руководство организации понимает, что была выбрана верная тактика.

В Бресте всего два кинотеатра — «Мир» и «Беларусь». В кинопрокате не скрывают: на протяжении долгого времени приходилось приучать местного зрителя к просмотру фильмов на большом экране. Сегодня в областном центре около 30 тысяч человек, для которых поход в кино раз в несколько недель уже вошел в привычку.

— Терять лояльность аудитории не хотелось, поэтому работали в штатном режиме, — отмечают в организации. — Главная трудность была даже не в том, чтобы выманить людей из квартир в кинотеатр, а в том, что им предложить. Крупные компании вроде Disney, Sony, 20th Century Studios и других перенесли долгожданные премьеры на неопределенный срок, и мы фактически остались ни с чем. Постепенно стали знакомить зрителя с лентами независимых режиссеров, недорогими европейскими фильмами, которые в обычное время он упускает из виду из-за бешеной конкуренции с гигантами индустрии. Это не помогло нам собрать большую кассу, но позволило удержаться на плаву. И сейчас мы, в отличие от коллег, которые полностью останавливали работу, не начинаем с нуля, а плавно расширяемся. К примеру, на громкую премьеру картины Кристофера Нолана «Довод» даже не пришлось зазывать народ — брестчане и так знали, что кинотеатры работают, и сами пришли.

По словам руководства Брестобл­киновидеопроката, самым сложным с финансовой точки зрения оказался июнь. Несмотря на то что традиционно июль и август в кинопрокате считаются мертвым сезоном, в этом году обороты начали набирать именно летом. А в сентябре и вовсе почувствовали себя замечательно — люди пошли в кино с удовольствием.

Однако радоваться рано, считают в брестском кинопрокате. Работа кинотеатров напрямую зависит от дистрибьютеров, а они пока ведут себя крайне непредсказуемо:

— Например, сейчас мы понимаем: октябрь в этом году остается без достойного репертуара. Ранее анонсированные премьеры в последний момент стали переноситься на зиму. Так, 1 октября должен был выйти блокбастер «Чудо-женщина», но его передвинули на 24 декабря. Ожидаемый мультик «Барбоскины на даче» с 8 октября тоже перенесли на конец года. Но в новогодние каникулы и так «тесно» — будет поток других, более громких премьер, которые планировали год-полтора назад. Выходит, битва за аудиторию зимой намечается знатная, и далеко не все фильмы выйдут после нее с достойными сборами.

Другая назревающая проблема — набирающие популярность онлайн-платформы для просмотра фильмов. Несколько месяцев назад была озвучена идея выпускать картины одновременно в интернете и на большом экране. Ассоциация владельцев кинотеатров выступила против предложения синхронно работать с конкурентами в сети.

— Онлайн-площадки могут зарабатывать деньги на подписке в любое время — хоть в день премьеры, хоть через год после нее. Мы же работаем по другим правилам: люди приходят к нам на конкретный фильм в течение двух недель — месяца. И для нас крайне важно сохранить это временное преимущество. Надеемся, так и будет, — поясняет нюансы руководство Брестоблкиновидеопроката. — Нет оснований думать, что из-за пандемии наша индустрия семимильными шагами уйдет в онлайн. Большой экран все еще востребован у зрителя. Если в ближайшие месяцы не случится новых эпидемиологических потрясений, то заверяем: 2021 год будет фееричен для киноиндустрии. Все то, что мы потеряли минувшей весной, увидим в следующую. Ведь многие премьеры перенесли ровно на год. Плюс добавятся громкие новинки. Выбор у зрителя будет огромный.

КАРТИНА МИРА

Если заглянуть в киноафишу Минска на ближайшие пару недель, с премьерами действительно негусто. Но это зависит не от прокатчиков на местах, а от дистрибьютеров. Они ориентируются не на спрос в отдельных странах, а на ситуацию в мире в целом. Учитывая, что во многих государствах по эпидемиологическим соображениям кинотеатры до сих пор не открылись, процесс выхода из кризиса может затянуться.

Из приятных моментов — стоимость билетов осталась прежней. В пресс-службе «КиноМинска» поясняют: «Наша сеть социально ориентированная, и у нас нет планов увеличивать цены». Сейчас самое главное — вернуть людей в залы.

kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter