Актеры Андрей Пынзару и Иван Охлобыстин с продюсером фильма «Дикая лига» Игорем Добровольским (в центре).
— Скажите честно: как вам кино?
— Достаточно приличное. По строению сюжета — выше среднего, но можно было бы кое-что подтянуть. Поскольку фильм основан на реальных событиях и рассказывает о том, как футбол в России стал народной игрой, не хватает собственно московских пейзажей. А по динамике и актерской игре все прекрасно. Мне не стыдно.
— Вы очень корректно назвали кино «приличным». А какой должна быть картина, чтобы вы сказали: это шедевр?
— Во-первых, содержательной. Во-вторых, с педагогическим элементом. Потому что в основном эти фильмы снимаются на народные деньги, а значит, они должны приносить хоть какую-то пользу. Да, пипл хавает все. Но вместо бредятины ему можно показывать Дзеффирелли — и пипл тоже схавает.
— Есть фильмы, в которых вы сыграли и за которые вам стыдно?
— (Долго думает.) Знаете, у меня частично профессиональное отношение к кино. Например, когда спрашивают, какой фильм любимый, я сразу теряюсь. Потому что для меня любимый фильм — это не сама картина, а период, прожитый на съемочной площадке. Да, случалось так, что кино не получалось. По разным причинам: сценарным, прокатным, монтажным. А впечатление от работы было прекрасное. Потому что все пахали ради того высокого, из-за чего стоит идти в искусство. А не ради зарабатывания денег или собственной популярности.
— А если предложат хороший гонорар за откровенную ерунду, согласитесь?
— Мне, кстати, предлагали большие деньги за откровенную чушь. Американцы хотели, чтобы я сыграл злого русского в какой-то пошлятине. Но меня, как русского человека, оскорбило то, как в фильме представили русскую мафию. Я против «клюквы», а там был вообще клюквенный лес. Они прекрасно знают, что русские не такие, тем не менее имеют совесть клепать такие картины.
Вообще, кино — это еще и мощный идеологический инструмент. Это можно понять на примере китайского кинематографа. Я как-то спросил друга-китайца: а есть, мол, обязательные элементы, которые должны быть в каждой картине? (в Китае фильмы на 99% финансируются государством). Он говорит: «Да, есть». Оказывается, какой бы ни была лента по жанру, в ней должны присутствовать две константы. Первая — элемент культурного влияния. Вторая — один из главных героев должен либо звонить семье, либо как-то еще с ней контактировать. То есть культура и семья — то обязательное, что всегда есть в каждом сценарии, даже если он коммерческий.
— Если представить, что такое правило вводят в российском кинематографе, какие три элемента вы предложили бы?
— Наверное, те же. Добавил бы еще веру в высокие идеалы.
В «Дикой лиге» актер сыграл с Дмитрием Назаровым... |
...а в «Интернах» — с экс-кавээнщицей Светланой Пермяковой. |
— Просто у меня есть пример перед глазами — мои собственные дети. Они как сенсоры.
А вообще, нынешней молодежью — поколением Z, как его называют, — я очень доволен. Ее уже не увлечешь иностранными жвачками и кроссовками, они понимают важность других вещей — семьи, внутреннего состояния, свободы. При этом в них есть интеллект, энергия, рациональность. С другой стороны, поколение рожденных после 1995-го еще не утратило сказочно-романтических представлений о будущем. Нас, например, в свое время сильно подпортил распад Советского Союза. До этого все хотели лететь в космос, а после 1991-го все мальчики вдруг захотели стать бандитами, а девочки проститутками. Нынешнее поколение другое, оно снова смотрит в космос. И, слава богу, понимает, что деньги решат далеко не все.
«Для меня Беларусь — это страна эльфов, если сравнивать с народами из «Властелина колец». Такие же ответственные, трудолюбивые. Опять же, лесов здесь много — ну точно эльфы!»
— К слову, о деньгах. На прошлой неделе в эфир вышла первая серия реалити-шоу «Охлобыстины» — о вас и вашей большой семье. Согласились из-за гонораров?
— Да нет же. Реалити о нашей семье — это вообще не денежная тема, скорее, просто веселый эксперимент. Последний раз я соглашался на такое в 2009 году, когда позвонил режиссер Максим Пежемский с вопросом: «Иван, а ты не хочешь сняться в ситкоме?» «Макс, ну ты ж понимаешь, что не хочу?» — отвечаю. «Слушай, ну это не совсем ситком, там не хлопают и вообще история про докторов». Так появились «Интерны».
Так вот, об экспериментах. «Охлобыстины» — это скрипт-реалити, где есть сюжет и некое событие, в границах которого развивается действие. Все это выходит сериями: 6 событий — 6 разных эпизодов.
— Оксана, ну а вы как отнеслись к предложению сделать реалити о вашей семье?
Оксана Охлобыстина: Ужасно. Я была категорически против, и дети тоже. Мы очень тяжело привыкали к съемочной группе: не понимали, что они от нас хотят, а они, в свою очередь, не понимали, почему нам не нравится сценарий…
Иван Охлобыстин: Я пытался с самого начала объяснить ребятам, что так, как они предлагают, мы не живем. А они хотели от нас совершенно идиотских историй: например, покупка холодильника всей семьей. Но это же бред сумасшедшего, детский сад! В конце концов они это поняли, и дальше все пошло как по маслу.
— Еще вопрос Оксане. Вы не снимались в кино 25 лет. При этом Иван всегда на виду, выпускает по несколько картин за год. Нет профессиональной зависти, обиды?
Оксана Охлобыстина: Ой, я давно от этого отвыкла, так что на моем актерском тщеславии его загруженность в кино вообще не сказывается. Мне нравится быть в семье, заниматься детьми. В магазинах, на улицах не узнают — и слава богу. Сейчас, например, пока Иван снимался, садилась в машину и ездила по Беларуси: Полоцк, Жировичский монастырь… И никому до меня нет дела. Но уже, чувствую, спокойной жизни приходит конец. Сейчас по всей Москве развешаны афиши «Охлобыстиных», и на днях, когда я летела из Москвы в Минск, одна женщина меня узнала. И я в ужасе подумала: «Ну вот, началось…»
Иван Охлобыстин: Я бы, кстати, с удовольствием присоединился к этим поездкам по Беларуси, но времени нет. Еще мечтаю сходить в Купаловский театр на «Ревизора». Все, кто был, говорят, что хохот он вызывает просто гомерический. Я вообще очень люблю Беларусь, особенно дурею от этой природы и еды. В Москву, мне кажется, вернусь треугольником — жирным и счастливым.
leonovich@sb.by