Фильм производства России, Германии и Беларуси покажут в одной из программ Берлинского кинофестиваля

Кино большого формата

Вчера в Берлине открылся Берлинский международный кинофестиваль. В этом году он проходит с 20 февраля по 1 марта. В основную программу 70-го, юбилейного форума вошло 18 лент из 18 стран. По мнению ведущих кинокритиков, новые директора Берлинале Карло Шатриан, руководивший до этого фестивалем в Локарно, и Мэриетт Риссенбек собрали одну из самых сильных программ за последнее время не только в основном конкурсе, но и во всех многочисленных параллельных секциях.

«Год работы «Сэлинджером» стал фильмом открытия фестиваля.

Директор на Берлинале сменился впервые за 17 лет. В последнее время опытный продюсер и прокатчик Дитер Косслик, руководивший форумом, подвергался критике со стороны ведущих кинематографистов Германии за коммерческий подход к фестивалю и трепетное обожание звезд. Может, ему просто завидовали? Импозантный директор любил фотографироваться, как пишут летописцы фестиваля, в компании Мерил Стрип и Анджелины Джоли. Немало голливудских знаменитостей побывало на кинофоруме, когда им руководил Косслик.

Теперь упор, кажется, на авторскую режиссуру. Меньше мишуры и больше дела. Среди нынешних громких премьер — новая работа американского классика Абеля Феррары «Сибирь» с участием легендарного актера Уиллема Дефо, картина лидера румынской волны Кристи Пую «Мальмкрог», одна из частей многочасового эпоса «Дау» российского режиссера Ильи Хржановского — «Дау. Наташа» (несмотря на то что Министерство культуры России не выдало прокатное удостоверение некоторым частям «Дау», в том числе и этой, сей факт не мешает международной карьере проекта).

Масштаб впечатляет. В разных секциях будут представлены сотни лент. Сеансы в рамках смотра посещают сотни тысяч человек. За главные награды — серебряных и золотых медведей — борются фильмы, попавшие в основную программу смотра. Председателем жюри в этом году стал британский актер, лауреат премии «Оскар» Джереми Айронс, чей авторитет в мире кино непререкаем.

«Уроки фарси»

Чести стать фильмом открытия Берлинале удостоилась картина «Год работы «Сэлинджером»» Филиппа Фалардо. Эта остроумная лента основана на одноименном романе американской писательницы Джоанны Ракофф. В центре истории начинающий поэт Джоанна (Маргарет Куэлли), которая работает ассистентом литературного агента Маргарет (Сигурни Уивер). В ее обязанности входит переписка с фанатами культового автора Д.Д. Сэлинджера, составляющего особый предмет гордости для агентства.



В программу Berlinale Special — вторую по важности на фестивале — включили драму известного режиссера Вадима Перельмана «Уроки фарси». Мировая премьера фильма состоится 22 февраля 2020 года на центральной площадке киносмотра Berlinale Palast.

«Уроки фарси» — международный и мультиязычный проект (французский и немецкий языки), который стал результатом совместного производства трех стран: России (Hype Film и LM Media), Германии (One Two Films) и Беларуси («Беларусьфильм»). Одним из продюсеров фильма выступил Тимур Бекмамбетов. Пишут, что поначалу Бекмамбетов сам хотел снимать эту картину, но его планы изменились. Сценарий написал выпускник ВГИКа Илья Цофин, который сейчас живет в Германии.

«Проект сопровождают очень крупные иностранные продюсеры, — рассказал генеральный директор Национальной киностудии «Беларусьфильм» Владимир Карачевский. — Большая часть съемок проходила в Беларуси, в Бобруйской крепости, других регионах… Фильмом заинтересовалось около 30 стран».

В Берлине картину «Уроки фарси» представят режиссер Вадим Перельман, продюсер Илья Стюарт и исполнители главных ролей Науэль Перес Бискаярт и Ларс Айдингер. По словам режиссера, для всей съемочной группы огромная честь, что мировая премьера фильма состоится на Берлинском фестивале: «Наша картина рассказывает о временах Холокоста и об истории выживания человека в условиях концлагеря».

Заслуженный артист Беларуси, один из старейших актеров Могилевского областного театра драмы и комедии имени В.И. Дунина-Марцинкевича Александр Парфенович вспоминает, как участвовал в съемках картины:

— Это было зимой 2018 года, в съемках массовых сцен участвовало много простых горожан. Я там изображал однорукого узника лагеря — итальянца или испанца, уже не помню. Небольшая эпизодическая роль, но она мне запомнилась. Это полная драматизма история, поэтому и съемки были непростыми. Художники воссоздали настоящий концлагерь в интерьерах Бобруйской крепости, создали специальные декорации, что-то там подкрасили под военное время. Кого-то раздевали на морозе, нас выгоняли строем из бараков и кормили баландой... Вспоминаю — и сейчас идет мороз по коже. Когда мы подходим к раздаче, я там даже говорю по сценарию пару реплик. Вся человеческая военная трагедия разных народностей земного шара передана в этом фильме. Было несколько сцен избиений и издевательств, которые должны были проходить на глазах у всех узников. В такие моменты, хоть ты и понимаешь, что это кино, однако не можешь не думать о том, сколько горя перенесли люди в двадцатом веке… Режиссер Вадим Перельман запомнился мне как очень активный режиссер. Еще активнее вели себя, всячески нам помогая, его помощники. Несмотря на огромную массу людей, делали много дублей, режиссер был дотошен в том, чтобы достичь исторической и психологической достоверности событий. Это все было не просто. Конечно, мне очень хочется посмотреть картину, надеюсь, увижу ее либо в кинотеатре, либо по телевидению.

Судя по всему, «Уроки фарси» продолжат высокую трагическую линию в мировом кинематографе, посвященную военным событиям ХХ века. Как и у фильмов «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, «Рай» Андрея Конча­ловского, «Собибор» Константина Хабен­ского, у него наверняка появится свой преданный круг зрителей. Пройти равнодушным мимо темы, заявленной в этой картине, нельзя. Режиссер Вадим Перельман умеет работать с актерами. Это мы видели в его предыдущих фильмах «Дом из песка и тумана», «Вся жизнь перед ее глазами», а также в сериалах «Пепел» и «Измены».

Помимо всего прочего, в этом году Берлинале обратится к традиционным темам — любви и отчуждения, экзистенциального кризиса и поиска внутренней гармонии. Современные европейские режиссеры умеют вдохновенно снимать заброшенные объекты, улавливать сложные интонации и подтексты, интересоваться персонажами, живущими порой на границе между сном и реальностью, благополучием и тревогой. Всего этого в избытке в программе Берлинале и на сей раз. Отрадно, что благодаря стараниям творческой команды Минского международного кинофестиваля «Лістапад» многие работы, громко прозвучавшие в Берлине, мы имеем возможность увидеть и у нас.

О чем картина

Действие фильма «Уроки фарси» разворачивается в 1942 году в оккупированной Европе. Бельгиец еврейского происхождения Жиль Кремье, оказавшись в концлагере, выдает себя за перса, поскольку это единственная возможность остаться в живых. Немецкие солдаты приводят Жиля к Клаусу Коху, повару в концлагере, который ищет настоящего перса, чтобы его научили говорить на фарси. Так начинается история

Жиля Кремье и Клауса Коха — еврея и немца, узника и тюремщика, ученика и учителя.

КСТАТИ

Советское и постсоветское кино несколько раз побеждало на Берлинском кинофестивале. Так, в 1977 году приз «Золотой медведь» получила картина Ларисы Шепитько «Восхождение», снятая по повести Василя Быкова «Сотников». В 1987-м «Золотого медведя» удостоился фильм Глеба Панфилова «Тема», до этого несколько лет пролежавший на полке.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter