Киндер–сюрприз

О системе добровольных благотворительных взносов в дошкольных учреждениях

Началось все с собрания в новой ясельной группе. Воспитатель, загибая пальцы, перечисляла «нужды», родители молча под диктовку занимались сложением. Сумма перевалила за 100 тысяч рублей, когда список необходимого еще не приблизился и к середине... Думаете, это редкость? Ничуть не бывало. Похожая картина и в шести других садиках, расположившихся недалеко от моего дома. Сумма «благотворительности» (разового взноса) колеблется от 50 до 100 тысяч рублей. Некоторые принимают «натурой» по списку. Но списки везде почему–то разные. В одном саду можно ограничиться двумя банками краски для пола, в другом — мамам в качестве сопровождения сразу дают кастеляншу, у которой множество запросов. Однако и там и здесь все подается под благовидным соусом. Дескать, денег на содержание садов нет, войдите в положение. И потом, «вы же хотите, чтобы ваш ребенок...».


Конечно, хотим — скажут все без исключения родители. И чтобы игрушки были самые лучшие, и покрытие на полу теплое, и крыша без дыр. Но как определить ту грань, за которой начинаются откровенные поборы? Нередко, скажем, в садах приводят такой аргумент: без хорошего ремонта санстанция не разрешит открыть группу...


— Не надо спекулировать на нашем контроле! — категорически заявляет заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла Малахова. — Мы действительно проводим текущий надзор и, если нарушения не устраняют в установленные сроки, можем наложить штраф. Но нарушение нарушению рознь. Порванный линолеум или разбитая раковина — то, что угрожает здоровью и благополучию ребенка, — да, здесь снисхождения быть не может. А пятно на обоях — это лишь эстетический дефект, не более.


Справедливости ради стоит признать, что детсады и сами пытаются зарабатывать, оказывая платные услуги в виде кружков и репетиторства. Однако родительская помощь все же остается едва ли не главной статьей доходов. Почему? Ответ лежит на поверхности.


— За два последних года количество бюджетных средств на ремонты детских садов в Минске увеличилось на 20 процентов. Только в этом году в трети дошкольных заведений мы устранили главные проблемы: отремонтировали кровлю, санузлы, пищеблоки, — констатирует начальник отдела технического надзора комитета по образованию Мингорисполкома Галина Харик. — Однако факт остается фактом: более 100 садиков, построенных в 60–е годы прошлого века, стоят в очереди на капитальный ремонт. Вторую жизнь в этом году получили лишь три.


В комитете по образованию подтвердили: система добровольных благотворительных взносов в дошкольных учреждениях действительно существует, и связано это не только с недостаточным финансированием, но и с возросшими запросами самих родителей. Однако главный специалист отдела дошкольного и общего среднего образования Елена Макаревич особо подчеркивает: «Сотрудникам детсадов категорически запрещено принимать помощь наличными деньгами и отказывать в приеме ребенку родителей, которые отказались делать добровольный взнос!» Тогда резонен вопрос: зачем ставить в такое унизительное положение обе стороны? С одной стороны, воспитатели с протянутой рукой, с другой — родители в навязываемой роли меценатов. Почему бы просто не повысить уровень платы за детсад, раз ее на все не хватает? И тогда мамы с папами не задавали бы лишних вопросов, не выплескивали свои обиды на форумах в интернете и на собраниях обсуждали не денежные проблемы, а действительно вопросы воспитания. Причем ведь речь идет о не таких уж больших суммах в квитанции. Готовя материал, я провела свой маленький социологический опрос на примере 50 семей. Как выяснилось, в среднем ежемесячно к официальным 35 — 40 тысячам рублей мы добавляем 3 — 10 тысяч рублей помощи. Не смертельно! И пусть тогда педагоги самостоятельно и профессионально решают, что лучше для группы: хороший пол или новые качели. По большому счету, ведь и малышу, и его родителям все равно, какого цвета обои в группе, главное — чтобы «тетя воспитательница» была хорошая.


Справка «СБ»


В Минске 424 детских садика, в том числе 15 республиканских, принадлежащих НАН, МВД и БелЖД.


Цифра «СБ»


Стоимость посещения частного детского сада в Минске колеблется от 300 до 800 долларов в месяц. Плюс столько же в качестве единовременной благотворительной помощи. Таких садов в городе 7.


Компетентно


Жанна РОМАНОВИЧ, начальник управления образования администрации Ленинского района Минска:


— В этом году на текущий ремонт дошкольные учреждения нашего района получили только 40 процентов необходимых средств. Остальные вынуждены были искать сами. Естественно, привлекают к сотрудничеству и родителей, причем в разных формах. Очень, конечно, помогают попечительские родительские комитеты. В прошлом году ими в некоторых садиках было собрано до 25 млн. рублей. А мы со своей стороны строго следим за тем, чтобы собранные внебюджетные средства расходовались исключительно на благо детей.


Алла ВАСЮКОВИЧ, член родительского комитета:


— В большинстве случаев инициатива о помощи садику исходит от нас самих! Периодически так прямо и спрашиваем у воспитателей, чего и сколько нужно, обсуждаем с другими родителями, собираем деньги. В этом году сбрасывались по 50 тысяч и только на самое необходимое.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter