Деревенская эстетика вгрызлась в изобразительную культуру так, что уже и не вытравишь

Кина не будет

Деревенская эстетика вгрызлась в изобразительную культуру так, что уже и не вытравишь.
Основной темой киносценариев в XX веке был, как правило, внутренний мир незаурядных личностей, жизненный путь которых должен был вызвать как минимум благоговение. Поэтому и сами актеры, и их костюмы, и декорации — все было призвано подчеркнуть значительность и масштабность мысли и идеи создаваемой эпопеи.


Нельзя сказать, что в прошлом веке не было домохозяек. Домохозяйки были всегда. Но произведений искусства, рассчитанных на их вкус, было не так уж и много, по крайней мере в художественной критике и цензуре их мнение в расчет не принималось.


В XXI веке все стало происходить с точностью до наоборот. То ли пропал интерес к незаурядным личностям, то ли производить на экранах этих самых незаурядных личностей стало невыгодно? Скорее всего, второе. Ну кому доставит удовольствие постоянное сравнение себя с героем на экране не в свою пользу?! Особенно сейчас, когда всевозможные усовершенствования мобильников дают практически неограниченные возможности для пиара собственной персоны. Когда не имеют значения результаты всевозможных кастингов и конкурсов. Когда независимо ни от чего можно опубликовать собственное фото на фоне салата или вовсе без фона.


Нам надо кино, где все такие же, как я. Чтобы одевались не лучше меня, а то вдруг я почувствую, что у меня нет вкуса!? Чтобы думали и выражались, как я, а то вдруг я почувствую себя кретином!? И чтобы у всех и проблемы, и заботы были такими же, как у меня...


Короче говоря, я хочу, чтобы все было, как про меня! Потому что таких, как я, большинство! Нас миллиарды! Соображаешь теперь, почему все должно быть про меня?


И если на экранах детям показывают героев в не совсем героической обстановке, которые внешне — и костюмом, и языком, и мечтами, и мыслями — ничем не отличаются от тех, о ком Чехов писал: “Маленький человек живет своей маленькой жизнью не только в реальности. Он перешел на страницы романов, рассказов и уже оттуда выглядывает своими маленькими глазками, боясь выйти в открытый космос...”, то не стоит долго размышлять, в кого превратит время и воспитание человека, который в детстве впитывает информацию даже из воздуха.


А если это происходит, значит, это кому-нибудь нужно! Кому-то нужно, чтобы у человека, подчиняющегося силе обстоятельств, постепенно гасла способность к сопротивлению. И чтобы он в конце концов потерял все истинно человеческое, что ему было свойственно, до омертвления души, до ее уменьшения до минимальных размеров. Чтобы им стало удобно управлять, чтобы ему можно именно втюхать любую идею, любую мысль и любой товар под видом настоящего.


Нет ничего странного в том, что в современных сериалах, кинофильмах, спектаклях ужасная мода? В чем проснулись — в том и снимаются. Исчезает культура костюма, как таковая профессия художника по костюмам. Случаи, когда Жан-Поль Готье шьет костюмы для картины Люка Бессона “Пятый элемент” или Армани — для гангстерского фильма “Неприкасаемые” Брайна де Пальмы, скорее уже исключение. Не говоря уже о наших театрах — все какое-то немодное, пожухлое, пыльное. Умеем только лапти плести и крестьянские рубахи шить. Деревенская эстетика вгрызлась в изобразительную культуру так, что уже и не вытравишь.


sashavarlamov@bk.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter