Как будет расходоваться электричество после запуска атомной станции

Киловатты вытягиваются в линию

Сейчас одна из задач перед страной — интеграция АЭС в энергосистему. Что уже делается? Об этом и многом другом рассказал в интервью первый заместитель генерального директора — главный инженер ГПО «Белэнерго» Владимир Бобров.


— Владимир Владимирович, есть пиковые периоды расхода электричества и время спада. Какую опасность несут эти перепады? 

— В ночное время наблюдаются довольно глубокие провалы по потреблению электричества, так как основная масса наших производств останавливается, не работает электротранспорт, население тоже переходит в режим ночного отдыха. А утром, когда все просыпаются, происходит рост нагрузки. Чем больше сглажен этот перепад, тем легче он переносится энергосистемой и тем надежнее и устойчивее становится ее работа в целом. 

— Что необходимо сделать для изменения ситуации?

— Прежде всего надо обеспечить резервирование генерирующих мощностей, в том числе в случае отключения одного из блоков АЭС, и установить прохождение ночного минимума электропотребления. Для резервирования энергоблока АЭС на случай внештатных остановок запланировано строительство пиково-резервных энергоисточников на базе газотурбинных установок суммарной мощностью около 800 МВт. Размещение таких энергоисточников предусмотрено на Березовской ГРЭС (250 МВт), Лукомльской ГРЭС (150 МВт), Новополоцкой ТЭЦ (100 МВт), ТЭЦ-5 Минска (300 МВт). Завершение реализации проектов планируется в 2021 году. Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация, определяется поставщик оборудования. Необходимо помнить, что аварийный импорт электроэнергии — всегда дорогостоящий вариант.

— Появилась информация, что до декабря этого года энергетические объекты производственного объединения «Белэнерго» оснастят электрокотлами. Почему возникла такая необходимость?

— Это одно из основных мероприятий, которое направлено на повышение надежности работы оборудования и выравнивание суточного графика нагрузки. В частности, предусмотрена установка электрокотлов на тепловых электрических станциях и мини-ТЭЦ организаций, входящих в состав ГПО «Белэнерго», суммарной мощностью до 760 МВт и установка электрокотлов в котельных организаций, входящих в состав ГПО «Белэнерго», суммарной мощностью до 156 МВт. На данный момент приняты в эксплуатацию 5 объектов суммарной мощностью 196 МВт, оставшиеся 15 с суммарной мощностью электрокотлов 720 МВт запланированы к приемке в эксплуатацию в текущем году. Также запланированы предпроектная проработка и установка электрокотлов в котельных организаций, не входящих в состав ГПО  «Белэнерго», суммарной мощностью до 200 МВт в период до 2025 года. Кроме мягкого прохождения ночных провалов, строительство электрокотлов резко повысит техническую маневренность нашего оборудования. Расчеты специалистов по режимам показывают, что наличие котлов снизит количество пусков и остановок оборудования, сократится расход топливно-энергетических ресурсов на пусковые операции. Кроме того, электрокотлы помогут организовать дополнительное резервирование по видам топлива. Все наши ТЭЦ имеют возможность работать на двух видах — газе и мазуте, но к ним добавится еще и третий — электроэнергия. К тому же появление электрокотлов на крупных энерго­источниках улучшит экологическую обстановку в городах.


— С технической точки зрения это сложный проект?

— Скорее нет, чем да. Специалисты РУП  ­«БЕЛТЭИ» уже проектировали шесть подобных объектов: мощность электрокотлов составляла от 10 до 40 МВт. Отличительной особенностью стало наличие баков-аккумуляторов: вряд ли это можно назвать новым техническим решением, но в стране оно широко не применялось. На этапе проектирования были выявлены большие объемы дополнительного сетевого строительства, что пре­дусматривает запуск новых электрических подстанций. Ввод электрокотлов — это не просто инфраструктурный проект, направленный на экономию топлива и улучшение экологичности энергетического производства, но и надежный партнер в деле повышения маневренности и безо­пасности эксплуатации белорусской энергосистемы. Кстати, это не только решает задачу оптимизации режимов работы энергосистемы в условиях работающей АЭС, но и положительно влияет на динамику замещения импортируемого природного газа в стране: запуск станции позволит замещать около 4,5 миллиарда кубометров в год.

— Чтобы электричество с атомной станции разошлось по стране, необходима соответствующая инфраструктура. Она уже появляется? 

— В рамках проекта по возведению АЭС обеспечено строительство воздушных линий электропередачи мощностью 330 кВт протяженностью 1032,5 километра, реконструкция 672,4 километра действующих высоковольтных линий мощностью 330 кВт и подстанций 330 кВт, а также строительство новой подстанции мощностью 330 кВт «Поставы». Подстанцию можно сравнить с лимфатическим узлом в человеческом организме, который раздает по сосудам живительную энергию. У нас это кровь, а в энергетике — электрический ток. Для подключения оборудования Белорусской АЭС к электрическим сетям протянуты семь новых высоковольтных линий мощностью 330 кВт. Если сейчас нагрузка на линии, которые идут на атомную станцию, обеспечивает их собственные потребности и варьируется в пределах 2—5, максимум 10 МВт, то при работе АЭС эти линии будут загружены на полную пропускную способность: по 300—400, в некоторых случаях и до 500 МВт.

— Какой объем электроэнергии сможет дать БелАЭС после запуска, каким образом после этого будут эксплуатироваться крупные тепловые электростанции?

— Выход на проектную годовую мощность станции планируется в 2023 году, когда объем производства достигнет 18,5 миллиарда кВт·ч, что составит 42,8 % от электропотребления (брутто) страны, которое в 2020—2021 годах ожидается на уровне 43,2 миллиарда кВт·ч. После ввода в эксплуатацию и выхода обоих энергоблоков Белорусской АЭС на проектную электрическую мощность все ТЭЦ, которые входят в состав «Белэнерго», будут работать исключительно по теплофикационному циклу, что подразумевает отпуск потребителям преимущественно тепловой энергии.


— Как вы оцениваете состояние готовности к запуску атомной станции?

— Сейчас завершаются пусконаладочные работы по всем системам. В реактор загрузят 163 тепловыделяющие сборки с ядерным топливом с последующим физическим пуском и набором мощности реакторной установки. После этого — энергетический пуск энергоблока, во время которого будут произведены и переданы в энергосистему страны первые киловатт-часы с новой электростанции. Затем начнется экспериментально-промышленная эксплуатация с постепенным выводом на проектную мощность с комплексной проверкой первого энергоблока на номинальной мощности. Полностью начать промышленную эксплуатацию энергоблока планируется в первом квартале 2021 года. 

— Какие вы видите пути для увеличения использования электроэнергии внутри страны? 

— Большие надежды возлагаются на развитие электротранспорта и, соответственно, зарядной инфраструктуры. Пока же электромобилей сравнительно немного. Но государством принят ряд перспективных и стимулирующих мер, благодаря которым их число будет, без сомнений, расти. Такая же тенденция наблюдается и в системе городского пассажирского транспорта. На уровне государства решаются вопросы активизации использования населением электроэнергии для нужд отопления и горячего водоснабжения. Предварительные результаты обнадеживают: за пять месяцев 2020 года потребление населением электроэнергии на эти цели, по сравнению с 2019-м, увеличилось почти в три раза.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter