Некоторые страны ЕС принимают конъюнктурные решения, не считаясь с вопросами энергобезопасности. И от этого страдают простые граждане

Киловатты — это политика

Несмотря на небывалое подорожание энерго­ресурсов, официальный Вильнюс продолжает нагнетать ситуацию вокруг нашей АЭС. Хотя если бы власти этой соседней страны думали о населении, то могли бы помочь ему с удешевлением электричества и начали бы в конструктивном ключе обсуждать многие злободневные темы с Минском. Но вместо этого — внушительный рост стоимости коммунальных услуг в Литве (да и не только там) и строительство забора из «колючки» на границе с нашей страной.

media-evz.ro

В Беларуси же идет планомерная работа по реализации ключевых государственных программ, касающихся энергетической стратегии. Как повысить эффективность экономики и снизить зависимость от поставок углеводородного топлива? Об этом рассказал Денис Карась, член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи

Ударили по газам


— Цена на голубое топливо в странах ЕС постоянно растет с начала года и уже превысила отметку 900 долларов за тысячу кубометров. Денис Николаевич, чем обу­словлен такой стоимостный скачок?

— Беларусь не является страной, добывающей природный газ. Поэтому мы можем быть только свидетелями того, что происходит на международном рынке. Сегодня мы руководствуемся межправительственным соглашением Беларуси и России о порядке формирования цен и тарифов при поставке природного газа в нашу страну. Ежегодно этот документ ратифицируется, и соответствующим протоколом определяется принцип установления цены для нас. В частности, в текущем году она составляет 128,52 доллара за тысячу кубометров. Европейское подорожание связано прежде всего с «Северным потоком — 2». «Газпром» не намерен сегодня увеличивать трафик по «Северному потоку», что и является причиной скачков цены на голубое топливо. Я думаю, что с вводом «Северного потока — 2» цена понизится. Надо учитывать и проблему, связанную с поставками жидкого газа из США. Он дорожает, что диктует определенную конъюнктуру рынка. Поэтому Европа получает сегодня то, что получает. Не исключен и политический фактор. Ведь Евросоюз пытается воздействовать на Россию различными санкциями. Что же касается Беларуси, то уже достигнуты договоренности на следующий год, которые определили стоимость российского газа для нас на нынешнем уровне. 

— Известно, что значительную часть в себестоимости продукции промышленного производства занимают энергозатраты. Как рекордное повышение цены на газ в ЕС может повлиять на конкурентоспособность наших товаров за рубежом?

— Безусловно, энергетическая составляющая серьезно влияет на конкурентоспособность продукции. Особенно это касается производств, использующих газ. Это прежде всего химическая отрасль, выпуск строительных материалов и т.д. Но вопрос не только в цене, которую мы сможем снижать, но и в качестве. И тут должен работать на высоком уровне маркетинг. А все эти факторы вместе будут позитивно влиять на белорусский экспорт. Также необходимо разрабатывать новые виды продукции с инновационной составляющей, высокой добавленной стоимостью и менее энергоемкие. 

Атомные перспективы

— До пандемии во всем мире начали просматриваться контуры перехода на низкоуглеродные источники энергии. Как в этом отношении выглядит Беларусь?

— Что касается возобновляемых источников энергии, то сегодня на первом плане стоит задача максимально использовать мощности нашей АЭС. Она пока загружена далеко не полностью. Для белорусской экономики переход на собственную электроэнергию в будущем даст серьезный эффект. В то же время если, например, предприятия где-то будут использовать частично возобновляемые энергоисточники для собственных нужд, то это только поможет снизить себестоимость их продукции.

— Наличие собственной АЭС решает многие вопросы по зависимости от основных поставщиков углеводородов и значительно укрепляет энергетическую безопасность страны. Как в связи с этим видится будущее нашей атомной энергетики?

— Уже очевидно, что доля использования в промышленности природного газа и неф­тепродуктов будет постепенно снижаться по мере роста мощностей нашей АЭС. Не исключен вариант строительства в будущем еще одной подобной станции, что серьезнейшим образом усилит энергетическую безопасность Беларуси. Но это в будущем. 

— Наша АЭС постепенно выходит на свою рабочую мощность. В перспективе перед страной стоит задача перевода значительной части реального сектора экономики на электроэнергию. Как быстро можно осуществить такой переход и потребует ли он значительных средств для модернизации заводов?

— Сегодня многие предприятия используют природный газ — в свое время приобретено и налажено определенное оборудование. Конечно, модернизировать в одночасье все производства невозможно — это требует значительных средств и времени. Каждое современное производство время от времени обновляет свое оборудование. Такие периоды, как нынешний, и надо задействовать для модернизации. Это касается и жилищного фонда — все должно происходить планомерно и поступательно, во благо и в интересах государства и граждан.

Голландская высота

Тарифы на электроэнергию растут так быстро, что к 2022 году газ и свет могут стать недоступными для больших групп голландцев. Энергетические компании подтверждают эту тенденцию и заявляют, что пока она будет продолжаться, пишет издание AD и отмечает, что по сравнению с прошлым холодным сезоном сумма за газ и свет стала почти в два с половиной раза больше.

newtariffs.ru

В ТЕМУ

Отопление в Литве в предстоящем сезоне подорожает на 30 %, в Вильнюсе — на 60 %, сообщает аналитический портал RuBaltic со ссылкой на представителя государственного совета по регулированию в сфере энергетики Матаса Тапараускаса. Ситуация в литовской столице связана с тем, что коммунальные предприятия Вильнюса в отличие от других городов используют значительно больше природного газа. При расчете цены учтено значительное подорожание топлива. С 1 июля в Литве выросла стоимость электроэнергии на 8 %. Подорожание отопления происходит на фоне резкого роста цены газа в Европе.

Средняя биржевая стоимость электроэнергии в Латвии впервые превысила 100 евро за МВт. Данные биржи Nord Pool свидетельствуют о том, что в странах Балтии наблюдается одинаковая динамика цен. В Эстонии цена МВт тоже подскочила на 12 % до 107,31 евро, в Литве — на 13 % до 107,97 евро. Как поясняют в Latvenergo, в странах Балтии электроэнергия дорожает из-за того, что цены повышаются в северных странах. Поток электроэнергии из Швеции снизился на 66 %, из России — на 25 %, а из Финляндии он увеличился на 2 %. Важную роль играли и погодные условия. Генерация на ветрогенераторах снизилась на 12 %, а из-за уменьшения количества осадков понижается и выработка на ГЭС в северных странах. Эти факторы вместе с рекордными ценами на квоты на выбросы CO2, дороговизной сырья, а также высокими ценами на электроэнергию в Германии вызвали также подорожание электроэнергии в системе Nord Pool.

Источник: БЕЛТА

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter