Качественные дороги — один из приоритетов государственной политики

Километры большого пути

Любая экономика начинается с налаженной логистики. Об этом говорили еще древние римляне, прокладывая множество путей к своему городу. В наше время хорошие дороги остаются одним из основных признаков процветания государства. Президент Беларуси большое внимание уделяет вопросам развития дорожно-транспортной сферы. Через нашу страну, являющуюся своеобразным европейским перекрестком, проходят товарные потоки как с востока на запад, так и в обратном направлении. Высокий уровень белорусских трасс отмечают многие перевозчики и автотуристы. Однако значительные инвестиции вкладываются не только в магистральные пути. Региональные дороги за годы независимости также преобразились до неузнаваемости. Что в основе этих достижений?


Бюджет открывает перспективы

Еще недавно на деревушку Высокое в Березовском районе смотрели, мягко говоря, как на не очень перспективную. До райцентра — 20 километров, добраться можно было только по гравийке, а кругом одни луга да топи. Однако с тех пор как Высокое стало эколого-просветительным центром Республиканского биологического заказника «Споровский», все изменилось. Поглядеть на один из крупнейших болотных комплексов Европы, сохранившийся в первозданном виде, едут многочисленные туристы и ученые.

Первое время народ в прямом смысле мучался, проезжая по пыльной дороге. Но вскоре за счет средств бюджета к Высокому проложили долгожданный асфальт. Вложение оказалось весьма удачным. Вслед за новенькой дорогой в деревню пришли газ и скоростной интернет, а когда-то неприглядные пустующие дома обрели хозяев. Жить в живописном уголке дикой природы с хорошей инфраструктурой нынче модно. Как грибы после дождя растут в этих краях и агроусадьбы — туристический потенциал белорусских болот пока только набирает обороты, но дорога к ним уже предусмотрительно проложена. То ли еще будет!

Сегодня из 86 967 километров сети белорусских автомобильных дорог более 70 тысяч приходится на местные. В то время как республиканские — это лишь около 16 тысяч километров. В целом плотность сети автодорог общего пользования в нашей стране одна из самых высоких в СНГ — 418 километров на 1000 квадратных километров территории. Но еще в начале 1990-х цифра была вдвое ниже.

— Это связано не только со строительством новых, но и с передачей внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов на баланс специализированных организаций. Их было довольно много и находились они не в лучшем состоянии, — рассказывает начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Александр Головнев. — Что касается строительства дорог с нуля, то это такие знаковые проекты, как обход Беловежской пущи и Вторая кольцевая автодорога. Кроме того, много сил и средств было вложено в модернизацию автомобильных трасс, которые ведут из столицы в областные центры. Фактически это новые дороги, которые идут по старым направлениям: двухполосные преобразовывались в современные четырехполосные.

Кстати, Президент Беларуси 22 декабря 2016 года принял участие в церемонии открытия движения по завершенной МКАД-2 в Дзержинском районе. Александр Лукашенко поручил разработать план по реконструкции автомобильных дорог местного значения. А 5 апреля 2017 года Глава государства провел совещание по вопросу развития местных автомобильных дорог.

Работы у дорожников хватает всегда.

Технологии на уровне

Александр Лукашенко во время рабочей поездки в Минскую область в прошлом году заметил:

— Начнем с основных дорог и пойдем к границам нашей страны. Надо благоустраивать Беларусь, нельзя останавливаться. Это наша фишка.

В этом году планируется начать реконструкцию и модернизацию трассы Минск — Ошмяны — Каменный Лог (М-7), которая заканчивается у границ Литвы. Сейчас проходит международный тендер, участие в котором может принять любая компания с необходимой квалификацией, опытом и технологиями. Проект серьезный — 90 километров и 78 миллионов долларов за счет кредитных ресурсов Европейского инвестиционного банка. За ходом работ будут наблюдать международные эксперты.

— Требования к дорогам теперь совершенно не те, что были пару десятков лет назад. Мы увеличиваем грузоподъемность и, как следствие, пропускную способность. Особое внимание уделяется ровности покрытия. Если раньше это делалось с помощью обычной трехметровой рейки, то сейчас современными лазерными профилографами, — проводит параллель между прошлым и настоящим Александр Головнев.

Сегодня белорусские дорожники не уступают своим иностранным коллегам. Техника и технологии у нас применяются самые передовые.

— Наша задача — мониторинг и анализ всех мировых наработок и адаптация их к местным условиям и материалам. Именно это позволяет выходить на достойное качество покрытия, его долговечность и увеличенный гарантийный срок. Новинки отслеживаются нашим дорожным научно-исследовательским институтом. А внедрение происходит только после опытных работ, — подчеркивает собеседник. — Возьмем, к примеру, укладку холодных литых асфальтобетонных смесей. Такая технология заменяет устаревшую поверхностную обработку щебнем, из-за которого и окна у многих автомобилей страдали, и шум ощутимый присутствовал. При холодном методе в буквальном смысле разливается специально подобранная смесь на основе битумной эмульсии. Твердеет за 30 минут — и можно открывать движение. Удобно? Не то слово! Правда, чтобы внедрить эту технологию в производство, пришлось потратить немало времени на поиск подходящего состава. Ведь в каждой стране свой битум, а мы имеем дело с тонким химическим процессом.

Важно, что при строительстве и реконструкции дорог около 95% используемых материалов белорусского производства. Отечественные предприятия в полном объеме удовлетворяют запросы по битуму, цементу, щебню.

Реконструкция одной из самых загруженных автодорог Беларуси — трассы Р-53, соединяющей Слободу (Смолевичский район) и Новосады (Борисовский район). Реконструкцию первого участка планируют завершить в ноябре 2020 года.

Мост в будущее

Не последнее место в реконструкции автодорог отводится модернизации мостов. Особое внимание на эту проблему обратил Александр Лукашенко во время апрельской поездки в Гродненскую область.

— Это даже важнее, чем борьба с коронавирусом. Психоз должен быть вокруг мостов. Нам надо за короткий промежуток времени все эти мосты восстановить, — подчеркнул Глава государства. — Надо обязательно начинать массово работать.

Впрочем, на некоторых проблемных объектах работа уже завершена. Водители не без удовольствия отмечают улучшения, например, на путепроводе на 363-м километре трассы Кобрин — Гомель (часть М-10). В 2018 году во время капитального ремонта моста одна из железобетонных опор треснула, поэтому работы на объекте затянулись и заметно расширились. Больше года автомобилистам приходилось делать немалый крюк. Зато теперь они ценят качественное и безопасное движение по обновленному мосту. В 2019 году на республиканских дорогах проведена реконструкция 17 и капитальный ремонт 5 мостов.

Парк мостовых сооружений в Беларуси состоит из более чем пяти тысяч мостов и путепроводов. Прямо сейчас идет реконструкция больших мостов в Речице, Черикове и Славгороде. Кроме того, совсем скоро будет объявлен международный тендер на ремонт 12 мостов по всей стране в рамках кредитного соглашения с Европейским банком реконструкции и развития. В этом году запланировано начать строительство моста через реку Западный Буг в Домачево (на паритетных условиях с Польшей).

По мнению Президента, на такого рода объектах есть возможность задействовать значительное число специалистов, привлечь строителей. Ведь в текущей непростой экономической обстановке крайне важно обеспечить людей рабочими местами и достойными зарплатами.

Маршруты окупаемости

Не секрет, что хорошие дороги — дело не из дешевых. Конечная сумма определяется в зависимости от количества путепроводов, рельефа местности и других факторов. Но если брать среднюю стоимость реконструкции километра дороги под I категорию (автомагистраль и скоростная трасса с высокой интенсивностью движения), цифра варьируется в районе 2,5—3 миллионов долларов за километр. Дороги общего назначения дешевле — около 1 миллиона.

Кто платит за удовольствие прокатиться по новенькому ровному полотну? Существует три источника средств для модернизации дорог: республиканский и местные бюджеты, Белорусский банк реконструкции и развития и международные финансовые организации. Что касается последних, то мы активно сотрудничаем с Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком. С недавних пор начали работу и с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций.

А вот на дорожный ремонт идут, как правило, только деньги из бюджета. Средства привлекаются за счет пользования платными дорогами, пошлин за участие в дорожном движении, сборов с тяжеловесных и крупногабаритных грузов…

— Под каждый отдельно взятый проект разрабатывается обоснование инвестиций. Например, срок окупаемости по последним модернизациям наших дорог составляет от 8 до 10 лет. Экономический эффект просчитываем во всех сферах — от экономии на топливе до долговременности покрытия, — поясняет Александр Головнев.

Победы в конкурсах даются нелегко

Большие перемены за последние десятилетия коснулись и структуры дорожного строительства. Раньше все подрядные организации входили в состав Министерства транспорта и коммуникаций, где существовал департамент «Бел­автодор», который их и курировал. Теперь же в составе Минтранса нет ни одной организации-подрядчика. «Бел­автодор» стал отдельной структурой, управление которой осуществляет Государственный комитет по имуществу.

— Разделение функций заказчика и исполнителя — общемировая практика. Она позволила нам уйти от ведомственных интересов и перейти на чисто производственные, — говорит Александр Головнев. — В целом уровень компетенций белорусских дорожно-строительных компаний довольно высокий. Прямое тому доказательство: в международных конкурсах на реализацию многомиллионных проектов они обходят иностранцев. Взять хотя бы серьезный проект по реконструкции автомобильной трассы Минск — Гродно (М-6), которым занимался холдинг «Белавтодор».

На основном участке реконструкции (а это 154 километра) работы велись 2,5 года без перерывов в движении. При этом в пиковые дни на смену могли вый­ти более тысячи рабочих и специалистов, до 550 единиц техники. Темпы модернизации — рекордно высокие. Оно и понятно: стоимость строительства обошлась в 219 миллионов долларов. А поскольку реализацией занимались именно белорусы, то и деньги остались в стране.

После завершения реконструкции магистрали на Гродно внимание плавно сместилось на менее загруженные, но не менее важные дороги, ведущие от столицы и областных городов к райцентрам. Работы у дорожников хватает всегда, потому что нет предела совершенству.

Программное обеспечение

Ключевую роль в развитии автомобильных дорог играют государственные программы.

Последняя из них была принята три года назад. Документ предусматривает развитие и содержание дорог до конца 2020 года. Особое внимание программа уделяет региональной дорожной сети, и это не случайно.

— Нам надо местную сеть дорог поднять до уровня республиканских, — высказал мнение Александр Лукашенко в октябре 2017-го.

Глава государства отметил, что уже к тому моменту республиканские магистрали привели в хорошее состояние и пора активнее заниматься дорогами в регионах. Тогда же Президент поручил проанализировать различные способы строительства дорог, изучить международный опыт.

Только за этот год на реализацию госпрограммы планируется потратить более 800 миллионов рублей из республиканского бюджета. Из них около 105 миллионов пойдут на реконструкцию, ремонт и содержание местных автодорог. Самые большие инвестиции ожидают Минскую и Гродненскую области — 36,2 и 20,7 миллиона рублей соответственно.

В ТЕМУ

Участие в международных конкурсах на строительство и реконструкцию дорог подстегивает наших дорожников держать высокую планку по качеству работ. Поэтому неудивительно, что им рады не только в нашей стране, но и за границей. Например, в прошлом году Брестский дорожно-строительный трест вместе с гомельскими коллегами заключили крупный контракт на строительство объездной дороги вокруг украинского города Ровно. Проект рассчитан до конца 2021 года.

Кроме того, брестчане занимаются ремонтом дорог в Киевской области и активно участвуют в тендерах, которые проводят службы автодорог Житомирской и Херсонской областей. А экспорт услуг в Украину в прошлом году составил около 11 миллионов долларов.

kurak@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter