Электронный дневник – это звучит заманчиво. Ни тебе шанса дорисовать лишнюю десятку, ни вырвать страничку с приглашением родителей в школу. Как говорится, все под контролем. Ключик – доступ к электронному документу – в руках педагогов. Ученику остается лишь заняться своими прямыми обязанностями, а именно учебой. Но когда же электронные дневник и журнал активно войдут в нашу жизнь?

За небольшими недочетами, говорит заместитель проректора БГУИР по научной работе и соавтор программы «Электронная школа» Павел Лис, оба документа готовы для работы. «Суть дневника, — поясняет он, — контроль. Забыл записать, вырвалась страничка с заданием – такие отговорки больше не работают». Кстати, по его словам, в школах — активных пользователях контента успеваемость в среднем повысилась на 1,5 балла. Просто ученик осознает, что маневров ввести в заблуждение родителей становится все меньше.
То, что интерес к внедрению электронного документооборота в школах есть, подтверждает число посетителей сайта schools.by. В предыдущий месяц их было до 400 тысяч. Вместе с тем пока из зарегистрированных здесь более 1600 школ активно внедряют электронный документооборот всего около 35. Кто-то зарегистрировался ради получения бесплатного сайта для школы, кто-то — из интереса, кто-то пользуется программой для выборочных классов. В чем причина? Программа не носит обязательного характера, а работает по заявительному принципу? В том, что мы весьма консервативны и привыкли, что дневник, как и журнал, можно подержать в руках?
Тем не менее собеседник полон оптимизма: Заславль, Речица, Гродно, Солигорск – география электронного школьного документа самая разная. Более того, многие учебные заведения – пользователи «Электронной школы» и не были участниками эксперимента, а значит, вступили на эту стезю по доброй воле. «Это доказывает, что финансовые аспекты реализации проекта не мешают, — убежден Павел Лис. — Смешно слышать также комментарии педагогической общественности и СМИ, что педагоги не в силах постичь программу. Педагоги – это высокоинтеллектуальные профессионалы. Например, в гимназии № 40 Минска учителя с внушительным стажем без проблем научились пользоваться электронными журналами и дневниками». Кстати, бумажные дневники здесь уже стали архаизмом.

Система способна заменить дневник полностью. И все же пока есть некоторые проблемы, требующие решения. Например, ввод оценки в режиме реального времени. Ведь и надо совсем немного: учитель должен иметь планшет или ноутбук с беспроводным подключением к сети интернет. И, кстати, многие школы в ходе реализации проекта или благодаря спонсорской помощи эту задачу решили. Но пока есть и те, кто вынужден тратить на выставление оценок переменки между уроками, выходя в сеть из учительской со стационарного компьютера.
Впрочем, для родителя этот нюанс сути не меняет: на выходе он знает все об успеваемости собственного чада. Кроме того, по словам Павла Лиса, к общему делу готовы подключиться операторы сотовой связи, дополнив тарифные планы учителей бесплатным интернет-трафиком для образовательных ресурсов: для пользования журналом и дневником, а также сайтами, рекомендованными Минобразования.
Есть еще одна приятная новость, но уже от разработчиков: совсем скоро сервис для родителей может стать бесплатным. Те, кто оплатил вперед, получат доступ к дополнительным услугам. Ученик — к ресурсу самообразования, а родитель — к аналитике и прогнозированию успеваемости ученика. «Суть прогнозирования в том, чтобы задать отметку, которую родитель хочет видеть у ребенка за четверть или за год, — поясняет идею собеседник. — И программа в реальном режиме времени отслеживает ситуацию по каждому предмету. Успеваемость в зависимости от уровня будет раскрашена в разные цвета: красный, оранжевый, зеленый. Первые два – сигнал родителю, что успеваемость отклоняется от заданной нормы. Методики анализа сейчас находятся в процессе согласования с Министерством образования. Такой анализ актуален для тех, кто поступает в гимназии, колледжи, университеты. Сайт выдаст также рекомендации, какие пробелы в знаниях стоит ликвидировать. Сервис уже готов, но пока работает в тестовом режиме».
В целом возможности электронного документа велики. Например, хочет учитель к домашнему заданию для ученика присоединить видеоурок, презентацию — это возможно. Другое дело, что пока не решен вопрос с хранением этого контента. Если каждый захочет добавить видео, место на школьном сервере быстро закончится. «Этот вопрос сейчас решается. Есть предложение, — говорит Павел Лис, — чтобы дополнительный контент мог разрабатываться и добавляться к программе, но чтобы он хранился в другом месте, например ресурсе Минобразования, и там бы рецензировался. Тогда бы, к слову, лучшие наработки учителей были доступны их коллегам».
И это не все. Важный аспект, над которым разработчики трудятся уже второй год, касается сертифицирования безопасности информации — шифрования данных, их резервного хранения, копирования. Но уже сегодня Павел Лис говорит о том, что вмешательства в систему бояться не стоит. Даже если допустить, что какой-нибудь одаренный юный хакер решит исправить себе оценку в электронном журнале или дневнике, у взлома будет время и адрес. Кроме того, собеседник напомнил, что это будет уже киберпреступлением. Так рисковать из-за оценки, как минимум, глупо. «Со временем, думаю, мы введем в практику конкурсный взлом «условного» дневника, — комментирует он, — чтобы выявить проблемные моменты и устранить их. Это мировая практика».
Справка «Р»:
Тема школьных электронных документов в стране поднималась начиная с 2000 годов. Частники пытались продвигать свой продукт в Россию, Украину, наши школы. Многие обращались в Министерство образования, но зачастую речь шла о продукте, например, российском, который требовал адаптации под белорусскую систему образования, под наше законодательство. Все это требовало дополнительных средств. В итоге предпочтение было отдано отечественному продукту, который в этом не нуждался. Проект был реализован на деньги инвестора, без использования бюджетных средств. Сегодня это один из наиболее удачных примеров государственно-частного партнерства. Подобные проекты успешно реализуются в России, Словакии и Голландии.
Вера АРТЭАГА
veraart14@mail.ru