Кибердети

.
...Они сжимают в одной руке плюшевого мишку, а в другой - компьютерную мышку. Дети все схватывают на лету. Поэтому существует мнение, что чем раньше они садятся за компьютер, тем лучше. Моей племяннице недавно исполнилось 2 года. Говорить еще не научилась, а компьютер знает лучше некоторых взрослых. Дети сегодня учат азбуку на клавиатуре и охотнее общаются с машиной, чем с друзьями... Еще два года назад в Беларуси на 100 семей было всего 2 компьютера. Сегодня в среднем - 7. А для минчан это и вовсе такая же обычная в быту вещь, как телевизор или "стиралка".

Пожалуй, меньше всего пользы от раннего приобщения детей к супермашине склонны видеть врачи. Петербургские педиатры пришли к выводу, что у 80 процентов современных детей неестественно высокий уровень интеллекта. Нынешние семилетки по уму не уступают 9-летним ребятам 90-х годов. Медиков этот прогресс не радует, потому что сочетается с повышенными возбудимостью и внутричерепным давлением. Той самой водянкой мозга, которую еще 10 лет назад они считали аномалией, а сегодня вынуждены признать нормой, так как имеется она у большинства детей.

Главный специалист по детской психиатрии Минздрава Наталья Григорьева настаивает на том, что детям до 3 лет компьютер вообще противопоказан. У малышей еще не полностью сформирован мозг - он, как губка, впитывает в себя все электрические импульсы. Это может спровоцировать эпилептические припадки. "Даже взрослым через каждые 2 часа рекомендуется делать перерыв при работе с компьютером, - говорит Наталья Константиновна. - Детям же можно работать максимум 30 минут 2 - 3 раза в день".

- Врачи преувеличивают, они оперируют старыми категориями, - считает директор главного вычислительно-аналитического центра Министерства образования Николай Листопад. - Скажем, за компьютерами с жидкокристаллическим экраном, которые уже начинают поступать и в школы, можно работать сколько угодно: от них практически нет вредного излучения. 30 минут - это устаревшие нормы.

Если говорить о влиянии на зрение, то каждое новое поколение компьютеров действительно все более безопасно. Но, сидя сутками у монитора, можно испортить не только глаза. Наталья Григорьева утверждает, что у детей нарушаются внимание, память, сон, аппетит. Они быстро утомляются, становятся плаксивыми, раздражительными, агрессивными. Компьютерные игры нередко приводят к неврозам (кстати, совсем недавно считавшимися исключительно взрослой болезнью). Больше всего выматывают детей игры, рассчитанные на быстроту реакции ("войнушки", "стрелялки"). У них изменяется психика - ребенок уходит в себя, ему не нужен коллектив, друзья, он полностью "загружен" компьютерным миром.

18-летний завсегдатай одного из минских компьютерных клубов по прозвищу "Тень" неделями не вылезает из-за машины, даже спит, положив голову на клавиатуру. "У меня уже мышление компьютерное, - говорит он. - В метро вижу какой-нибудь бортик, думаю: удобно было бы там с винтовкой сидеть и врага высматривать. Прежде чем перейти дорогу, всегда думаю: надо сохраниться (нажать кнопочку, чтобы, если ошибешься, начать игру с этого места). Или с девушкой поссоримся, первым делом мысль: почему не сохранился?!"

Психотерапевт 8-й минской поликлиники Татьяна Власенко вообще считает, что некоторым вредно даже 15 минут работать за компьютером. Формируются тики (частые моргания). Если их вовремя не лечить, это перерастет в хроническое заболевание. Начнут дергаться все лицо, руки, плечи. Нарушается спокойная речь, все больше - нервные выкрики. Маленьким детям вредны даже импортные мультики, создатели которых не озаботились правильным подбором цветов. Например, очень вредно для глаз сочетание фиолетового и красного. "Не спорю, определенная польза для детей от компьютера, безусловно, есть, - говорит Татьяна Александровна. - Но я работаю уже 20 лет и вижу, насколько более раздражительными стали ребята. У многих компьютерная зависимость. А это уже почти диагноз".

Компьютерные игры могут научить детей концентрации внимания, координации движений, но легко приводят и к рассеянности. Они помогают в учебе, но так же легко и отбивают память. Вы заметили, как много молодых людей не могут пересказать только что прочитанный текст, не помнят своих планов, не выполняют обещаний? Не всегда виной тому легкомыслие и несобранность. Японские и английские врачи независимо друг от друга пришли к выводу, что распространение электронных записных книжек и прочих кибернапоминалок привело к тому, что человеческая память бездействует и стремительно ухудшается. Злоупотребление "электронным" стимулом интеллектуального развития семилеток может дать обратный эффект. "Уроки информатики начинаются с традиционного вопроса: "А мы играть сегодня будем?" - сетует учитель информатики и физики минской СШ N 8 Наталья Андрухова. - Я едва успеваю стирать эти игры, и все равно новые приносят и устанавливают. Компьютер современные школьники знают, но он зачастую отвлекает внимание от других дисциплин. Дети могут набирать на клавиатуре, но не умеют писать грамотно от руки, в 9-м классе читают по слогам, а стихотворение выучить - вообще проблема".

Чего от компьютера больше: пользы или вреда? Этот вопрос вызывает массу споров уже сегодня, когда современными машинами оснащены лишь 40 процентов белорусских школ. На старых же "Корветах" да "Немигах", которые установлены в половине учебных заведений, ни в Интернет не выйти, ни в игры толком не поиграть - загружаются только самые примитивные и психически безвредные. Но, Николай Листопад уверяет, что к 2006 году из школы уберут последний "Корвет". Не ровен час перестанет быть в диковинку и домашний компьютер. Чем обернется массовая компьютеризация? "Нужно пережить этот бум, - считает Николай Листопад. - Сегодня никто не восторгается шариковой ручкой, а ведь было время... Скоро и компьютер не будет вызывать ни восторга, ни дискуссий. Его станут воспринимать исключительно как источник информации, помощник человеческого мозга, а не его заменитель". Хотелось бы верить... На Западе, где уже никого компьютером не удивишь, где во многих школах, не говоря уже об университетах, учебники, тетради, карандаши и ластики давно уже заменили карманные мини-ЭВМ, проблема менее актуальной не становится. По признанию американских профессоров, вместо того чтобы учиться, школьники и студенты совершают в Интернете покупки или сидят в чатах, играют в компьютерные игры или смотрят порносайты. Из этого не следует, что с прогрессом нужно бороться. Им просто нужно научиться грамотно управлять.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter