“ХВОСТ” БЬЕТ СТУДЕНТА ПО КАРМАНУ

потому что на тех, кто имеет академические задолженности, положение о порядке предоставления скидок со сформированной стоимости обучения не распространяется В высших и средних специальных учебных заведениях страны заканчивают работу комиссии по предоставлению скидок в оплате за учебу.

Слухи о том, что отличникам платной формы обучения учиться станет дешевле, чем их однокашникам, успехи которых характеризуются емкой идиомой “ни шатко ни валко”, стали правдой 28 февраля 2006 года. В этот день Президент страны подписал Указ № 126 “О некоторых вопросах платного обучения в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования”. В мае, когда белорусское студенчество вплотную подошло к летней сессии, появилось постановление Совета Министров, определившее порядок предоставления скидок особо прилежным “грызунам науки”.
Согласно этому документу, претендент на скидку должен быть, как говорится, “три в одном”: достичь высоких показателей не только в учебно-познавательной, но и в научно-исследовательской деятельности и общественной работе.
На практике это означает, что у претендента по итогам учебного года должно быть не менее половины десяток и девяток, а остальные отметки — не ниже шестерки. При этом он должен участвовать в научных исследованиях или проводить их самостоятельно. В свободное от учебы время претендент обязан проявить себя в спортивных или культурно-массовых мероприятиях, шефствовать над трудными подростками или ветеранами войны, поучаствовать в волонтерском движении или работе органов самоуправления учреждения образования, молодежных общественных объединений.
Универсальный студент, которому удастся достичь весомых результатов по всем трем направлениям, может рассчитывать на скидку до 60 процентов от сформированной стоимости обучения на учебный год. Год учебы в ведущих белорусских вузах обходится примерно в тысячу-полторы долларов. Это значит, прилежный студент может сэкономить за годы учебы на подержанный автомобиль. А если ему еще немного повезет и на бюджетном отделении соответствующей специальности освободится место, он сможет вообще учиться бесплатно.
Стимулируют ли студенческую успеваемость финансовые соображения?
— Об этом трудно судить по опыту первого года, — заметил проректор по учебной работе Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Владимир Красовский. — Есть опасение, что из-за поднятой слишком высоко планки многие вообще побоятся прыгать.
В БГУИР на скидки претендуют 180 студентов. По словам собеседника, менее 20 человек будут переведены на бюджетное отделение, 80—90 процентов претендентов получат максимальное финансовое послабление, потому что деканаты провели предварительный отсев. О высоте критериев свидетельствует тот факт, что на бюджетной форме обучения остается несколько свободных мест: заслужить право перевестись на них не так-то просто.
По мнению причастных к распределению льгот специалистов, в постановлении Совета Министров не очень четко прописано, как выглядят высокие результаты в общественной работе. Получается, ими можно считать и летнюю работу в стройотряде, и ежедневные заботы лидера первичной молодежной организации. Но ведь время и усилия, потраченные на эти виды деятельности, несопоставимы!
— Как в каждом документе, в постановлении Совета Министров, наверное, есть узкие места, но нам оно значительно облегчило жизнь, — признался директор Гродненского политехнического колледжа Александр ГонЧаров. — Сейчас мы можем принимать более мотивированные решения о переводе платников на бюджетное обучение или, напротив, об отказе претендентам.
С начала учебного года в колледже переведены на бюджет трое учащихся, еще 12 получили скидки. Это очень мало по сравнению с общим количеством платников — 442.

Шкала размеров скидок студентам и учащимся, достигшим высоких показателей в учебно-познавательной, научно-исследовательской деятельности и общественной работе

Средний балл успеваемости  Размер скидки (в процентах от сформи-
     рованной стоимости обучения)

От 7,46 до 8,25

20

От 8,25 до 9,0

40

Свыше 9,0

60

— А что вы будете делать, если все ваши платники начнут хорошо учиться, двигать вперед науку и при этом находить время для общественной работы? — на всякий случай полюбопытствовала я.
— Мы будем радоваться, — заверил собеседник. По его наблюдениям, две трети платников действительно прилагают много усилий, чтобы учиться за бюджетный счет. Остальные с ценой смирились.
— Никакого лимита на количество предоставляемых скидок нет и быть не может, — подтвердил самый компетентный в вопросах образования собеседник — министр Александр Радьков. — И финансовое благополучие вузов массовые скидки под угрозу не поставят. Конечно, на практике не бывает, чтобы все 200 студентов-однокурсников учились одинаково хорошо. Всегда есть более и менее успевающие. И всегда должен быть стимул, как моральный, так и материальный, учиться лучше. Президент и правительство идут на поддержку тех, кто проявляет себя в учебе, науке и общественной работе, и это хороший стимул для вчерашних детей.
— Мне трудно представить юного Эйнштейна, который периодически откладывает в сторону книги и руководит первичной ячейкой БРСМ. Согласитесь, что люди науки обычно увлеченные, узко направленные...
— Нет, — не согласился министр. — Как раз общественная работа способствовала и будет способствовать формированию личности. Даже второй Эйнштейн, если он не научится эффективным контактам с людьми, не будет заниматься организацией, не создаст научную школу, вряд ли состоится как ученый. Тем более в наше время, когда наука не может двигаться вперед усилиями одного-единственного человека. Она требует больших затрат, хорошего оборудования, системной организации. Поэтому работа в общественной организации всегда способствовала становлению и ученого, и руководителя, и личности в целом. Это важно.
По словам министра, студенческий актив тоже будет участвовать в работе комиссии, помогать определять степень участия своих однокашников в общественной работе и размер заработанных ими скидок.

Кстати
Кроме активистов, исследователей и отличников,
на скидки могут претендовать студенты:
— из малообеспеченных семей;
— сироты или оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица в возрасте от 18 до 23 лет, потерявшие последнего из родителей в период обучения;
— дети военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований, погибших (умерших) либо ставших инвалидами при исполнении обязанностей воинской службы (служебных обязанностей), работников, обслуживавших воинские контингенты в Афганистане или других государствах, в которых велись боевые действия, погибших (умерших) либо ставших инвалидами в период ведения боевых действий;
— инвалиды I, II и III группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;
— имеющие льготы либо в возрасте до 23 лет, не имеющие собственной семьи, если родители имеют льготы, в соответствии с законом “О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС”;
— из семей, в которых воспитывается трое и более несовершеннолетних детей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter