Хватка мертвой петли

В чем причины столь частых аварий сверхлегких воздушных судов?
В чем причины столь частых аварий сверхлегких воздушных судов?

«Ариэль» парил красиво. В какой–то момент машина стремительно набрала скорость. Состязания с ветром сверхлегкое судно не выдержало и еще в воздухе разлетелось на куски. Стальные обломки рухнули с высоты 200 метров на территорию воинской части. Летчик погиб.

Опытный пилот, создатель «Ариэля», не мог не знать о подвохах, поджидающих легкую конструкцию на больших скоростях. Почему же вовремя не переложил сектор газа в обратную сторону, а словно одержимый неведомым порывом набирал обороты? К сожалению, крушение «Ариэля» — не единственное авиационное происшествие в истории нашей сверхлегкой авиации (СЛА). Как обеспечивается безопасность полетов судов, вес которых недотягивает до тонны? Этим вопросом Белорусская транспортная прокуратура задавалась еще в 2000 году. Результаты последней (2006 г.) проверки наводят на серьезные размышления.

Заболевшие небом

Экстремальные хобби нынче не редкость. Одних тянет в горы, других влечет под воду, третьих манит высота. Причем, если в доперестроечные времена мечта о личном самолете была сродни научной фантастике (один летчик собрал крылатую машину по собственному проекту, но по решению компетентных органов ее тут же развинтили на запчасти), сегодня купить собственную авиамашину так же реально, как и автомобиль. Были бы желание, ну, и, разумеется, деньги. Многочисленные интернет–продавцы предлагают индивидуальные малогабаритные «крылья» на любой вкус — от десяти тысяч долларов до нескольких миллионов. Все зависит от возможностей вашего кошелька. Впрочем, отдельные любители воздушных путешествий создают летательные аппараты своими руками. Самоделки обходятся как минимум в два раза дешевле, чем заводские экземпляры.

Эпидемия самолетомании охватила все бывшие союзные республики. В нашей стране заболевших небом объединила Белорусская федерация сверхлегкой авиации (БФ СЛА), в которой на сегодняшний день — около 250 членов. Некоторые поклонники летной романтики — профессиональные летчики, но большинство — любители и по совместительству владельцы самолетов, парапланов, мотодельтапланов, воздушных шаров и прочей воздушной техники, взлетная масса которой не превышает 750 килограммов. На сегодняшний день в государственном реестре гражданских воздушных судов зарегистрировано более 70 таких летательных аппаратов, причем 31 из них — плод творчества самих хозяев. К слову, иные любители проводят в воздухе времени не меньше, чем профессионалы. На всевозможных соревнованиях активисты федерации не раз демонстрировали потрясающий уровень мастерства, ничуть не уступающий летным навыкам пилотов из других стран.

И в самом деле, что может быть эмоционально более пронзительным, чем полет на стальной птице, ощущение власти над ней? Летчики говорят: кто хоть раз «искупал» крылатую машину в облаках, тот вечно будет томим желанием взмыть ввысь. И это чудесное стремление. Увы, есть и оборотная сторона медали: чувство неограниченной свободы, возникающее в полете, подчас может взять вверх над благоразумием.

Лаптем мир не удивишь

Плохая статистика: за последние 10 лет со сверхлегкими судами произошло 14 авиационных происшествий (из них 2 — в минувшем году), в результате которых погибли 11 человек. И одна из причин столь плачевного положения — личная недисциплинированность авиаторов, надежда на «авось».

Несколько лет назад «СБ» писала о крушении мотодельтаплана в районе поселка Ратомка. Пилот — член федерации СЛА — имел свидетельство, дающее право на управление самолетом, а вот соответствующей подготовки к полетам на аппарате, попавшем в аварию, не прошел. В конечном счете и пилот, и пассажир оказались на больничной койке.

В мае ушедшего года на фестивале сверхлегкой авиации и воздухоплавания «Славянское единение» в Пружанах произошла очередная трагедия. И вновь с мотодельтапланом. Впоследствии эксперты назвали произошедшее воздушным хулиганством. «Хулиган» попытался выполнить фигуру высшего пилотажа — мертвую петлю (безнадежная затея: для подобных маневров мотодельтаплан не предназначен). В таких случаях летчики невесело усмехаются: «Хотел лаптем удивить мир». Опасный вираж прервал полет. Навсегда.

Конструкцию своего «Ариэля» Иван Шашков, в прошлом — военный летчик, доводил до ума не один год. Это был третий по счету самолет, созданный руками Ивана Михайловича. Конструктор задумывал максимально облегчить судно. Намеренно отказался от установки весовой балансировки рулей, чтобы повысить маневренность. Казалось бы, все продумал, все рассчитал, кроме одного: самолет оказался уязвимым в условиях набора скорости.

— Иван Михайлович занимал пост председателя одной из специальных комиссий федерации и был в курсе авиационных требований, предъявляемых к техническому состоянию судна, — Алексей Ефремов, председатель экспертной комиссии федерации СЛА в свое время детально анализировал причины аварии. — Как и положено, существовала программа летных испытаний «новинки». Полет «на флаттер» (явление, ставшее непосредственной причиной гибели машины и летчика. — Т.Щ.) должен был быть завершающим. Однако пилот разогнал машину до опасной скорости после первого, экспериментального, взлета. Торопился достичь желаемой цели. Зачем рисковал? Это сложно понять тем, кто, как говорится, летать не рожден. Пилотам свойственно чувство эйфории. Иногда оно приводит к печальным последствиям.

Сами авиаторы утверждают: полеты на сверхлегкой воздушной технике в 250 (!) раз опаснее путешествия на многотонных судах. Но, к сожалению, находятся отчаянные головы, которые, пренебрегая элементарными правилами авиационной безопасности, рискуют и своими и, между прочим, чужими жизнями. Представить страшно, что может натворить «игрушка» весом в полтонны, рухнувшая, скажем, на жилой дом!

Сам себе ревизор?

Когда в ситуацию с безопасностью полетов на сверхлегких судах вмешалась Белорусская транспортная прокуратура, открылись любопытные, если не сказать шокирующие, обстоятельства. Члены БФ СЛА, конструирующие самоделки, прокомментировал первый заместитель белорусского транспортного прокурора Вадим Алекаев, фактически сами же и давали «добро» на их эксплуатацию (как ни странно, такой порядок вещей поддерживался нормами авиационных правил). Проверкой техники пилотирования, ведением реестров выдачи пилотских свидетельств и удостоверений годности к полетам, составлением плановых программ испытания летательных аппаратов и документов для сертификации и регистрации судов, контролем за медицинским освидетельствованием пилотов — этим также занималась... общественная организация. Все это напоминало анекдот: выходило, что федерация — сама себе сертифицирующий орган, контролер и ревизор. При всем при том механизм реализации «широких» полномочий в уставе БФ СЛА прописан достаточно туманно, что в итоге и породило хаос. В результате расследования уголовного дела удалось установить: «Ариэль» Ивана Шашкова не прошел надлежащую процедуру сертификации и регистрации, а следовательно, взлет был незаконным.

Напомним, в 2000 году транспортная прокуратура уже обращалась к проблеме безопасности СЛА. Однако внесенное представление было учтено не в полной мере. Появились новые жертвы.

По словам Алексея Ефремова, перед тем как проверить, на что способна новая конструкция в воздухе, ее нужно протестировать на земле. Однако подобные аэродинамические испытания для летчиков–любителей — дорогое удовольствие. Необходимая для этого техника имеется только в специализированных КБ. Как известно, в Беларуси таких нет. Являясь руководителем студенческого конструкторского бюро при Минском государственном высшем авиационном колледже, Алексей Александрович тем не менее не устает надеяться, что авиамоделирование в нашей стране рано или поздно перерастет любительский уровень. Смелое предположение? Что ж, покорители неба тоже неробкого десятка.

Заглянуть в далекие перспективы, конечно, интересно. Между тем откладывать решение вопросов безопасности в долгий ящик нельзя. Что можно предпринять сегодня? Временно полеты на сверхлегких судах запрещены (до приведения Авиационных правил, регламентирующих деятельность БФ СЛА, в соответствие с Воздушным кодексом). В департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций прокуратурой внесено очередное представление. Да и самим любителям острых ощущений пора наконец понять: риск — дело не всегда благородное.

Кстати

По представлению прокуратуры департаментом по авиации Министерства транспорта и коммуникаций приняты следующие меры. В частности, медицинское освидетельствование летного состава БФ СЛА отныне будет осуществляться только в сертифицированных департаментом медучреждениях (с октября 2006 года такое освидетельствование уже прошли около 30 пилотов–любителей). Члены федерации в обязательном порядке должны повысить квалификацию в специализированном учебном центре. Там же планируется организовать подготовку будущих пилотов. Разработан порядок сертификации любительских конструкций и внесены изменения в правила регистрации частных воздушных судов. Кроме того, утверждены нормы летной годности сверхлегких самолетов. Достаточно ли этого? Время покажет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter