Кто не работает — тот не производит
Количество проданных членами БАА автомобилей в 2021 году — 46 837, что на 11,2 процента меньше, чем годом ранее. Однако никто из этого трагедии не делает.По словам члена правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Вариводы, на продажи новых машин в прошлом году повлияли пандемия и экономика.
Цены взлетели, а потенциальные покупатели столкнулись с перебоями поставок авто.
— Со стороны предложения наблюдался общеизвестный дефицит автомобилей, со стороны спроса — значительное сокращение автокредитования, рост цен, — кратко характеризует положение дел эксперт.
Действительно, дилеры в последние месяцы вовсю костерят общемировую нехватку микрочипов, из-за чего простаивают производители автотехники. А виной всему пресловутая пандемия: часть заводов во многих странах уходила на вынужденные каникулы.Меньше автомобилей — меньше и покупателей, все логично. И восстановление баланса спроса и предложения — дело не одного и не двух месяцев.
С 18 до почти 50 процентов увеличилась доля реализованных в нашей стране новых автомобилей производства Союзного государства (чисто российские марки и Geely из Беларуси) за последние пять лет в общем объеме проданных авто.
Лидеры прежние
БАА представила итоги прошлого года в разрезе 32 автомобильных брендов (а это практически весь отечественный авторынок). Смотрим на лидеров. В очередной раз первое место по количеству реализованной техники — у LADA (+13 процентов к итогам предыдущего года!), Geely второй год занимает второе место, что для китайско-белорусского бренда вполне закономерный результат.Кстати, по словам генерального директора СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадия Свидерского, предприятие практически полностью завершило обновление модельного ряда — в прошлом году появились Geely Coolray и Geely Atlas Pro. В планах — вывод на рынок бюджетного седана и электромобилей. Третье место по продажам — у Volkswagen.Что касается любимых многими белорусами «французов», то Renault нынче за чертой «призеров», но отстает от них не сильно.
Да и в целом со стабильностью предпочтений белорусов пока все в порядке: на долю первой десятки брендов-лидеров, претерпевшей мало изменений по сравнению с прошлыми годами, нынче пришлось 89,1 процента продаж.
Объемы реализации коммерческих автомобилей по итогам минувшего года существенных изменений не претерпели. 5620 единиц техники, или минус два процента к уровню 2020-го, — это не так уж и много.
Народные предпочтения и отложенный спрос
Самую высокую долю рынка новых легковых автомобилей в Беларуси — около 40 процентов — по-прежнему занимают машины B-класса. Лидером здесь является LADA Vesta, за ней следуют Volkswagen Polo и Kia Rio. Доля представителей класса SUV C в общем объеме реализованной техники чуть сократилась, но по-прежнему остается высокой — 23,7 процента. Любимцы публики — Renault Duster, Geely Atlas и Geely Tugella. Существенно выросли продажи представителей класса Off-Road: эта техника заняла 6 процентов рынка реализованных в прошлом году в Беларуси машин. Спасибо россиянам и их моделям LADA Niva Legend, LADA Niva Travel и «УАЗ-Патриот».А еще ранее эксперты отмечали рост продаж премиальных машин — Audi, BMW, Jaguar, Land Rover, Mercedes, Volvo, Porsche, Maserati, Lexus. Их в 2021-м реализовано на 3,2 процента больше, чем годом ранее. Представители автобизнеса объясняют это отложенным и, кстати, пока еще не полностью реализованным спросом.Впрочем, общей картины на дорогах страны эта динамика не изменит: наши люди в булочную на Porsche, как правило, не ездят. Хотя, безусловно, отрадно за тех, кто может себе это позволить. Тем более если сравнивать с соседями, здесь у нас тенденция положительная: россияне, например, стали меньше интересоваться новыми автомобилями класса люкс.
Судите сами: в 2021 году они приобрели лишь 931 такую машину (минус 16 процентов по сравнению с 2020 годом). Речь о таких дорогих марках, как Bentley, Rolls-Royce, Lamborghini, Mercedes-Maybach, Ferrari Aston Martin и Maserati.
Взгляд в перспективу
Каковы прогнозы на 2022 год? Оживится ли рынок? Еще месяц назад, до известных резонансных событий последних дней, в Белорусской автомобильной ассоциации были осторожны с прогнозами. Поскольку большинство продаваемых в нашей стране новых машин ввозится из России, многое зависит от цен у соседей.Увы, нынче автопроизводители, работающие на российском рынке, постепенно приостанавливают свою деятельность на фоне валютных колебаний, санкций и проблем с логистикой. Jaguar, Land Rover, General Motors, Volvo, Mercedes-Benz, Geely, Scania, Harley-Davidson, Volkswagen, BMW, Ford… Ни о каких более-менее достоверных прогнозах на год сегодня ни у кого и речи быть не может. А список лидеров продаж от БАА к началу 2023-го явно существенно изменится.
КСТАТИ
Пока продажи новых автомобилей в Беларуси падали, реализация подержанных легковых машин росла. Цены на «вторичке», конечно, тоже выросли, но на фоне предложения автосалонов многие вместо новых «бюджетников» отдавали предпочтение подержанным, но куда более просторным и комфортным машинам из Европы и США. В начале 2022-го интерес к бэушной технике снизился, но это особенности сезона. Продавцы на авторынке констатируют: стабильно высоким спросом пользуются дизельные «французы», покупатели готовы потратить на авто в среднем от 12 до 15 тысяч долларов. Бизнесмены прогнозируют: цены на подержанные машины в наступившем году вырастут, но вот насколько, пока сказать затрудняются.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В прошлом году в Беларуси было продано 43 новых электрокара. Пока немного, зато рост по сравнению с 2020-м существенный — аж на 168 процентов! Многие эксперты полагают, что рост популярности электромобилей в дальнейшем будет лавинообразным и Беларусь не станет исключением из общемировой тенденции.
Проданные в Беларуси легковые автомобили
2017 — 30 4652018 — 48 817
2019 — 60 216
2020 — 46 098
2021 — 41 217
Общее количество новых авто, проданных в Беларуси
2017 — 34 2552018 — 52 835
2019 — 64 504
2020 — 52 768
2021 — 46 837
Продажи новых электромобилей в Беларуси (шт.)
2019 — 112020 — 16
2021 — 43
Какие марки авто предпочитают белорусы (изменение предпочтений за последние 5 лет)
20171. Renault — 10 451
2. Volkswagen — 5591
3. LADA — 3509
4. Nissan — 1971
5. Škoda — 1952
6. GAZ — 1807
7. Kia — 1741
8. Hyundai — 1586
9. Toyota — 820
10. Ford — 680
2018
1. Renault — 11 310
2. LADA — 10 481
3. Volkswagen — 6933
4. Geely — 3304
5. Škoda — 3243
6. Nissan — 3091
7. Kia — 2682
8. Hyundai — 2448
9. GAZ — 2392
10. Ford — 1110
2019
1. LADA — 16 281
2. Renault — 11 895
3. Volkswagen — 7919
4. Geely — 6894
5. Kia — 4029
6. Škoda — 3826
7. Hyundai — 3160
8. GAZ — 2628
9. Nissan — 2066
10. Ford — 1049
2020
1. LADA — 10 342
2. Geely — 9200
3. Renault — 6892
4. Volkswagen — 5538
5. Kia — 3742
6. Škoda — 3682
7. GAZ — 3397
8. Hyundai — 3172
9. Toyota — 1090
10. УАЗ — 1053
2021
1. LADA — 11 669
2. Geely — 7442
3. Volkswagen — 4654
4. Renault — 4173
5. Kia — 3895
6. GAZ — 2934
7. Hyundai — 2529
8. Nissan — 1761
9. УАЗ — 1475
10. Škoda — 1179