Покупатели ждут раскачки мирового автопрома и снижения цен на новые автомобили

Хватит жать на тормоза

Результаты реализации в нашей стране новых автомобилей по итогам 2021 года, озвученные недавно Белорусской автомобильной ассоциацией (БАА), в которую входят большинство официальных дилеров, сенсаций не принесли. Второй год подряд продажи машин падают. Хотя спрос на новую автотехнику, по отзывам продавцов, достаточно приличный. Одна из глобальных причин нестабильности на рынке — общее состояние мировой автоиндустрии. В январе, например, глобальный авторынок снизился на 1,2 процента — до 6,57 миллиона легковых и коммерческих автомобилей. Выбор же белорусских автомобилистов год от года остается стабильным — они отдают предпочтение бюджетным автомобилям. И готовы платить за них, если есть подходящее предложение.

Кто не работает — тот не производит

Количество проданных членами БАА автомобилей в 2021 году — 46 837, что на 11,2 процента меньше, чем годом ранее. Однако никто из этого трагедии не делает.

По словам члена правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Вариводы, на продажи новых машин в прошлом году повлияли пандемия и экономика. 

Цены взлетели, а потенциальные покупатели столкнулись с перебоями поставок авто. 

— Со стороны предложения наблюдался общеизвестный дефицит автомобилей, со стороны спроса — значительное сокращение автокредитования, рост цен, — кратко характеризует положение дел эксперт.
Действительно, дилеры в последние месяцы вовсю костерят общемировую нехватку микрочипов, из-за чего простаивают производители автотехники. А виной всему пресловутая пандемия: часть заводов во многих странах уходила на вынужденные каникулы.
Меньше автомобилей — меньше и покупателей, все логично. И восстановление баланса спроса и предложения — дело не одного и не двух месяцев.

С 18 до почти 50 процентов увеличилась доля реализованных в нашей стране новых автомобилей производства Союзного государства (чисто российские марки и Geely из Беларуси) за последние пять лет в общем объеме проданных авто.

Лидеры прежние

БАА представила итоги прошлого года в разрезе 32 автомобильных брендов (а это практически весь отечественный авторынок). Смотрим на лидеров. В очередной раз первое место по количеству реализованной техники — у LADA (+13 процентов к итогам предыдущего года!), Geely второй год занимает второе место, что для китайско-белорусского бренда вполне закономерный результат. 
Кстати, по словам генерального директора ­СЗАО «­БЕЛДЖИ» Геннадия Свидерского, предприятие практически полностью завершило обновление модельного ряда — в прошлом году появились Geely Coolray и Geely Atlas Pro. В планах — вывод на рынок бюджетного седана и электромобилей. Третье место по продажам — у Volkswagen.
Что касается любимых многими белорусами «французов», то Renault нынче за чертой «призеров», но отстает от них не сильно. 

Да и в целом со стабильностью предпочтений белорусов пока все в порядке: на долю первой десятки брендов-лидеров, претерпевшей мало изменений по сравнению с прошлыми годами, нынче пришлось 89,1 процента продаж.
Объемы реализации коммерческих автомобилей по итогам минувшего года существенных изменений не претерпели. 5620 единиц техники, или минус два процента к уровню ­2020-го, — это не так уж и много.

Народные предпочтения и отложенный спрос

Самую высокую долю рынка новых легковых автомобилей в Беларуси — около 40 процентов — по-прежнему занимают машины B-класса. Лидером здесь является LADA Vesta, за ней следуют Volkswagen Polo и Kia Rio. Доля представителей класса SUV C в общем объеме реализованной техники чуть сократилась, но по-прежнему остается высокой — 23,7 процента. Любимцы публики — Renault Duster, Geely Atlas и Geely Tugella. Существенно выросли продажи представителей класса Off-Road: эта техника заняла 6 процентов рынка реализованных в прошлом году в Беларуси машин. Спасибо россиянам и их моделям LADA Niva Legend, LADA Niva Travel и «УАЗ-Патриот».
А еще ранее эксперты отмечали рост продаж премиальных машин — Audi, BMW, Jaguar, Land Rover, Mercedes, Volvo, Porsche, Maserati, Lexus. Их в 2021-м реализовано на 3,2 процента больше, чем годом ранее. Представители автобизнеса объясняют это отложенным и, кстати, пока еще не полностью реализованным спросом.
Впрочем, общей картины на дорогах страны эта динамика не изменит: наши люди в булочную на Porsche, как правило, не ездят. Хотя, безусловно, отрадно за тех, кто может себе это позволить. Тем более если сравнивать с соседями, здесь у нас тенденция положительная: россияне, например, стали меньше интересоваться новыми автомобилями класса люкс.

Судите сами: в 2021 году они приобрели лишь 931 такую машину (минус 16 процентов по сравнению с 2020 годом). Речь о таких дорогих марках, как Bentley, Rolls-Royce, Lamborghini, Mercedes-Maybach, Ferrari Aston Martin и Maserati.

Взгляд в перспективу

Каковы прогнозы на 2022 год? Оживится ли рынок? Еще месяц назад, до известных резонансных событий последних дней, в Белорусской автомобильной ассоциации были осторожны с прогнозами. Поскольку большинство продаваемых в нашей стране новых машин ввозится из России, многое зависит от цен у соседей.
Увы, нынче автопроизводители, работающие на российском рынке, постепенно приостанавливают свою деятельность на фоне валютных колебаний, санкций и проблем с логистикой. Jaguar, Land Rover, General Motors, Volvo, Mercedes-Benz, Geely, Scania, Harley-Davidson, Volkswagen, BMW, Ford… Ни о каких более-менее достоверных прогнозах на год сегодня ни у кого и речи быть не может. А список лидеров продаж от БАА к началу 2023-го явно существенно изменится.


КСТАТИ

Пока продажи новых автомобилей в Беларуси падали, реализация подержанных легковых машин росла. Цены на «вторичке», конечно, тоже выросли, но на фоне предложения автосалонов многие вместо новых «бюджетников» отдавали предпочтение подержанным, но куда более просторным и комфортным машинам из Европы и США. В начале 2022-го интерес к бэушной технике снизился, но это особенности сезона. Продавцы на авторынке констатируют: стабильно высоким спросом пользуются дизельные «французы», покупатели готовы потратить на авто в среднем от 12 до 15 тысяч долларов. Бизнесмены прогнозируют: цены на подержанные машины в наступившем году вырастут, но вот насколько, пока сказать затрудняются.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В прошлом году в Беларуси было продано 43 новых электрокара. Пока немного, зато рост по сравнению с 2020-м существенный — аж на 168 процентов! Многие эксперты полагают, что рост популярности электромобилей в дальнейшем будет лавинообразным и Беларусь не станет исключением из общемировой тенденции.

Проданные в Беларуси легковые автомобили

2017 — 30 465

2018 — 48 817

2019 — 60 216

2020 — 46 098

2021 — 41 217

Общее количество новых авто, проданных в Беларуси

2017 — 34 255

2018 — 52 835

2019 — 64 504

2020 — 52 768

2021 — 46 837

Продажи новых электромобилей в Беларуси (шт.)

2019 — 11

2020 — 16

2021 — 43

Какие марки авто предпочитают белорусы (изменение предпочтений за последние 5 лет)

2017

1. Renault — 10 451

2. Volkswagen — 5591

3. LADA — 3509

4. Nissan — 1971

5. Škoda — 1952

6. GAZ — 1807

7. Kia — 1741

8. Hyundai — 1586

9. Toyota — 820

10. Ford — 680

2018

1. Renault — 11 310

2. LADA — 10 481

3. Volkswagen — 6933

4. Geely — 3304

5. Škoda — 3243

6. Nissan — 3091

7. Kia — 2682

8. Hyundai — 2448

9. GAZ — 2392

10. Ford — 1110

2019

1. LADA — 16 281

2. Renault — 11 895

3. Volkswagen — 7919

4. Geely — 6894

5. Kia — 4029

6. Škoda — 3826

7. Hyundai — 3160

8. GAZ — 2628

9. Nissan — 2066

10. Ford — 1049

2020

1. LADA — 10 342

2. Geely — 9200

3. Renault — 6892

4. Volkswagen — 5538

5. Kia — 3742

6. Škoda — 3682

7. GAZ — 3397

8. Hyundai — 3172

9. Toyota — 1090

10. УАЗ — 1053

2021

1. LADA — 11 669

2. Geely — 7442

3. Volkswagen — 4654

4. Renault — 4173

5. Kia — 3895

6. GAZ — 2934

7. Hyundai — 2529

8. Nissan — 1761

9. УАЗ — 1475

10. Škoda — 1179

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter