Хватит ли картошки на чипсы?..

Личные подворья  выводят Беларусь в первую десятку мира по производству картофеля и потреблению на душу населения. Почему же такое богатство не приносит миллионов экспортных долларов?

Все в мире относительно… Тысячу раз был прав Эйнштейн со своей теорией. Вот, например, картошка в этом году уродила. По данным государственной статистики, в нынешнем году сельхозорганизации республики посадили ее 45,7 тыс. гектаров. По программе возрождения и развития села эти площади должны быть расширены до 65 тыс. гектаров. Определены 55 специализированных организаций по производству второго хлеба. Этой осенью аналитики прогнозируют валовой урожай в размере от 900 тыс. до 1 млн. тонн клубней. Вроде бы и немало… Однако в частном секторе, по предварительным данным, вырастили 8 млн. тонн бульбы. Личные подворья  и выводят страну в первую десятку мира по ее производству и потреблению на душу населения. Почему же такое богатство не приносит миллионов экспортных долларов? На вопрос корреспондента «Р» ответил начальник Главного управления растениеводства и земледелия Минсельхозпрода Григорий Романюк. 

— Григорий Петрович, какие площади необходимо занять картофелем,  чтобы урожай был рентабельным? 

— Раньше, действительно, считалось, что именно масштабность площадей обеспечивает высокую урожайность картофеля. Так оно и было. Но, как говорил поэт, пришли иные времена… Произошла революция в области механизации сельского хозяйства. И теперь мы убираем ту же бульбу в основном техникой. Сейчас наши сельхозпроизводители накапывают свыше 200 центнеров клубней с гектара, на 40 % больше, чем прошлогодней осенью. 

Однако, чтобы получать прибыль, необходимо минимум 250 центнеров. У нас такие, и даже вдвое выше, урожаи лишь на Полесье. Так что, увы, зачастую картофель превращается в убыточную культуру. 

— Какова ситуация с нашим картофелем на европейском рынке? 

— Не буду ходить вокруг да около: белорусские производители потеряли рынки сбыта. Не только в Европе, но и в России. Если в прошлом веке Беларусь отправляла за рубеж 1 млн. тонн картофеля, то нынче, по некоторым прогнозам аналитиков, отправит не больше 8 тыс. тонн. Рынок в России завоевали Польша, Германия, Голландия. 

— Для чего в стране создана ассоциация «Картофелеплодоовощ»? 

— Она находится в стадии становления. Ее основная задача — приобрести товар, подготовить его к реализации (сортировка, упаковка и т.д.), передать в торговую сеть. Кроме того, забота ассоциации – развернуть экспортную торговлю, то есть поиск рынков сбыта, маркетинг. Сюда входит и реклама белорусского картофельного товара. Дело в том, что в Европе определены жесткие стандарты. Менталитет их потребителя отличается от белорусского. Европейцы, к примеру, не потребляют бульбу в нашем понимании (супы, клецки, драники и т.д.). Для них важнее сегодня чипсы. Вот и возникает проблема, найдется ли в Беларуси бульба, чтобы чипсы из нее соответствовали европейским стандартам? 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter