Хвататься ли за подработку?

После новогодних праздников — обычное дело вносить в работу свежие коррективы...

После новогодних праздников — обычное дело вносить в работу свежие коррективы. Решились на «перезагрузку» своего авторского проекта и ведущие субботней полемической рубрики. Напомним, что несколько лет дискуссионный проект «СБ» носил название «Спор–площадка», затем выходил в свет как «Спор–прогноз», а сегодня непримиримые оппоненты впервые представляют «Спорный вопрос».


Новый формат рубрики — попытка журналистов дать варианты ответов на актуальные вопросы, взвесить «за» и «против», представить полярные мнения по обсуждаемой теме. А еще — приглашение читателей к продолжению разговора, откровенному и субъективному анализу фактов, событий, точек зрения. Как и прежде, авторы рубрики ждут ваших откликов на форуме сайта sb.by и реплик в эпистолярном жанре. Предлагаем «провоцировать» полемистов, регулярно подбрасывая очередные вопросы для дебатов. Пока же — первый в новом сезоне старой рубрики злободневный вопрос, над которым размышляют после девальвации и роста цен многие, но особенно жители крупных городов:


Жить среди головастых


Конечно, некоторые граждане, как и мой оппонент, все еще пребывают в плену старых советских клише, когда любая подработка считалась постыдным занятием. Тогда любая занятость вне основного места работы презрительно именовалась «халтура» или «шабашка». А сегодня, я считаю, это явление заслуживает памятника. Памятника деловой инициативе — в знак благодарности от людей, кому собственная расторопность помогла выжить в начале 90–х годов. Вялые и безынициативные товарищи, оставшись в те времена без привычной зарплаты и с пачкой купонов на табак, лишь косо смотрели на коллег, которые не сидели сложа руки. Они умудрялись, не покидая основного места работы, ездить по выходным за границу и заваливать рынки сравнительно недорогой одеждой и прочим ширпотребом. В свободное время мастерили полезные инструменты для дачников и прочих садоводов–огородников. Организовывались в самодеятельные службы такси, предлагали услуги по переводу и машинописи, разводили попугайчиков, делали уборку в чужих квартирах...


Именно из этих людей, как из воздуха, в итоге получился целый класс нашего общества — предприниматели, которые в свое время не боялись совмещать усилия по заработку как на родном предприятии, так и за его стенами. И сейчас вчерашние «челноки» уже сами создают рабочие места, открыв собственные мебельные производства и строительные компании. А начинали с табуреток и постройки сараев... С шабашки.


По отношению к подработке люди делятся на три типа. Первые загружены основной работой так, что времени остается только на сон. Тут действительно не до сторонней предприимчивости. Я их понимаю. Вторые посвящают свободное время исключительно лежанию на диване да еще стеная о маленькой зарплате и прочих трудностях бытия. Тут я недоумеваю. А третьи успешно преодолевают трудности, находя массу возможностей для дополнительного заработка. Этих — уважаю. Особенно, когда речь идет о небогатых бюджетниках. Разве у тебя повернется язык назвать шабашником учителя, который в свободное время занимается репетиторством? А учительницу, берущую дополнительные часы в школе? Работа на полторы–две ставки — что это, как не официальная возможность подработать?


Знаю врача, которая честно служит в обычной больнице, но после трудового дня зарабатывает консультантом на сайте одной из частных клиник. Знаю ветеринара, компьютерщика, парикмахера, оказывающих услуги тем клиентам, которым средства позволяют вызвать нужного специалиста на дом. При этом платят налоги и с основного, и с дополнительного дохода. Неужели лучше, чтобы эти люди сидели сиднями, пеняя государству на свои невеликие «получки»?


Мне нравится жить в обществе рукастых и головастых людей, способных собственными силами улучшить качество своей жизни. Но, к сожалению, из СССР вышла также целая армия социальных иждивенцев, которые пальцем не пошевелят для личного блага. Лежат и ждут — вот–вот в двери постучит доброе правительство и одним махом поднимет зарплаты. К сожалению, правительство иногда действительно оправдывает эти ожидания... Хотя, на мой взгляд, разумнее было бы создавать больше условий для дополнительного заработка в свободное время.


И основной работодатель, как мне думается, не должен быть в претензии. Если человек выполняет все условия трудового соглашения, то кому какое дело, чем он занимается по окончании рабочего дня? Может, плетет корзины к субботней ярмарке или фотографирует чьи–то юбилейные торжества. Итог–то хорош: такой работник не будет тянуть душу из начальства, регулярно требуя повышения зарплаты. Не станет терроризировать профсоюз своими болячками — у него и так найдется нужная сумма на путевку в санаторий. Да и болеть он вряд ли станет, не жалея денег на прививки, бассейн и правильное питание.


Ну а если уж вспомнить о студентах, то им без подработки вообще никак. Потребности у нынешней молодежи весьма высоки, но далеко не всем жильцам студенческих общежитий родители регулярно присылают шмат сала и пачку купюр. Поневоле пойдешь санитаром в больницу или подсобником на стройку. И в этом тоже сплошные плюсы: кроме денег, студенты параллельно с учебой приобретают неоценимый опыт практической деятельности, им с ранних лет засчитывается трудовой стаж, который потом, при устройстве на работу, играет немалую роль.


Да что таить — я и сам подрабатывал с 16 лет, сначала на почте, потом в грузчиках, затем в сторожах. И откровенно скажу тебе, Андрей: было бы свободное время — опять с удовольствием побегал бы с почтальонской сумкой.


Фига там — фига здесь


Представь: в открытом море корабль дает течь. Думаешь, матросы бегут затыкать пробоину и спасать родное судно? Ну–ну... «Тут больше нечего ловить — скоро все здесь пойдет ко дну и зарплаты, даже такой смешной, вообще не видать!» — вопит кок и, пока есть время, бросается печь пирожки, дабы потом выгодно сбыть скучающим на берегу пляжникам. Команда бросается к радиостанции, но не передавать SOS, а чтобы объявить в эфире: «Опытный моряк без в/п рассмотрит варианты в/о работы. Не гербалайф!» Что уж говорить о корабельном враче! Раненым, захлебнувшимся он прописывает таблетки анальгина, попутно руководя по спутниковой связи действиями коллег из частного медцентра. Капитан и вовсе, не обращая особого внимания на ЧП, репетиторствует в кают–компании: на суше ведь прибыльная пора подготовки юнг к гардемаринству, нужен совет старого морского волка!


Не напоминает тебе, Роман, эта моя океаническая сага о ситуации на многих предприятиях? Пока крепкие хозяйственники ломают головы в поисках выхода из кризиса, многие работники, что тот волк — смотрят «в лес». Не от хорошей жизни, соглашусь, но разве только девальвация рубля и инфляция «шерстят» кошельки бюджетников и частников? Кроме экономических передряг, тянет предприятия на дно и психология «халтурщиков». Как там в печальной песне? «Мы могли бы служить в разведке, мы могли бы играть в кино...» «Многостаночники» чувствуют себя, словно шпионы, входят в образ Штирлица, хотя опытному менеджеру не составляет труда вычислить «двойных агентов». Нелегального совместителя видно издалека: он хоть за токарным станком, хоть за компьютером умудряется исподтишка выполнять левые заказы, а на основном рабочем месте включает режим личного энергосбережения. Дескать, еще успею утомиться после 18.00, а тут присяду–ка, скоротаю время трудовой повинности. Контракт!


Ты вот 90–е вспомнил... Тогда почти все испытали на собственной шкуре, каково быть совместителями. И меня тоже не устраивали 30 у.е. в месяц, вот и «халтурил». Но через годы понял: не смотрел бы «налево», мог бы принести своей родной, воспитавшей со школы юнкора редакции гораздо больше пользы. Возможности, резервы были и в смутный переходный период. Тем более есть и сейчас. Дополнительный доход, как мне кажется, разумнее искать не на сомнительных шабашках, а используя потенциал «фирмы», с которой связывает прозрачный контракт. И если прописано в договоре с нанимателем, что продавать свои знания, умения, талант, наконец, на сторону запрещено, значит, так тому и быть.


Да и руководители не должны провоцировать появление в команде «многостаночников». Всякий опытный кадровик скажет: подработки сотрудников — своеобразный индикатор проблем. Сейчас ведь, в отличие от пресловутых 90–х, многие бросаются в водоворот беспорядочных трудовых связей не по бедности. Бывает, респектабельный и уважаемый спец профессионально выгорает, разочаровывается в перспективах. Вот и нащупывает старые контакты — не столько в поисках индексации усохшего жалованья, сколько для адреналина, обретения рабочего тонуса. Рутина заела! Вот здесь мудрый директор и должен подметить настроение своего зубра, нагрузить дополнительной работой, озадачить амбициозным проектом. Светила кадрового менеджмента советуют предложить такому сотруднику пройти курсы повышения квалификации, необходимые для его карьерного роста. Как результат — повышение лояльности, да и времени на поиски подработок станет меньше. Кроме того, ради профилактики халтур руководитель должен обратить внимание на раздутость штата, сделать форму оплаты более гибкой, позволяющей получать бонусы за сверхурочную работу.


В общем, если подойти к проблеме по науке, то можно избежать многих неприятностей, связанных с «летунами». Производственный патриотизм — пристанище отнюдь не негодяев, а людей, способных спасти свой корабль, дать ему выплыть. «Многостаночие» же, в чем я убедился сам, — лишь иллюзия выхода из кризиса. Шабашник, мотаясь по объектам 25 часов в сутки, как в песне, «мерилом работы считает усталость», о нем говорят: «Фигаро здесь — Фигаро там». Но на самом деле он видит финансовую фигу и здесь, на своем прохудившемся корабле, и там, где он фактически чужой.


Роман, «халтурщик» — совсем не Бэтмен. Он выжат как лимон. Жалуется на фаст–фуд. Над ним слишком много начальников. И, самое главное, его дети растут без отца. Хочешь страшилку? Жители одной почти соседней нам страны так увлеклись приработками и гастарбайтерством, что в солнечной республике выросло целое поколение, воспитанное бабушками. А об отцах–кормильцах, виртуозных «халтурщиках», слагают не очень–то и смешные анекдоты...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter