Хвастайтесь — вам зачтется

О личном PR-е

Самоуверенность из качеств непривлекательных и грубых вдруг стала полезной и необходимой. Заметили: ни одно собеседование, свидание, ни одни деловые переговоры не обходятся теперь без саморекламы.


Верно, родители и педагоги, воспитывая, учили не хвастаться. «Прикуси язык, не гордись собой, пусть за тебя говорят дела, а не слова», — эти резкие и смиренно–добродетельные слова слышали не раз. Но все течет, меняется, буквально переворачиваясь с ног на голову. Мораль о том, что никто не любит «самохвалов», кажется, на глазах канет в Лету.


Друг полтора года работает в рекламном отделе крупной компании. Откровенничает: «Думаешь, меня повысят, если буду работать день и ночь, заключу несколько крупных договоров, которые принесут фирме немалую прибыль, при этом даже не пикну о том, что все это результат моих личных заслуг? Не смеши! Теперь так не бывает! Неприятие саморекламы ограничивает карьеру. Личный PR теперь — важная составная ответственного карьерного менеджмента».


Вот так и сказал. А я задумалась...


Вспомнила, как много лет назад, пробиваясь на работу в один коммерческий центр, пройдя три этапа конкурсного отбора и «выйдя в финал», на последней ступеньке высокой тогда для меня лестницы немного растерялась. Работодатель предложил нам — трем претендентам на одну вакансию — устроить импровизированную самопрезентацию — own presentation, как это называют сейчас.


Нас по очереди попросили поведать о своих предыдущих успехах и достижениях. Сам факт на тот момент был для всех троих, мягко говоря, необычным. Непросто было анонсировать свои «подвиги» на одном дыхании. Как–то непривычно, неудобно что ли...


Ныне те, кто бойко ставит себе 10 баллов, в итоге получают повышение и прибавку к зарплате. Конечно, если лестные слова в свой адрес подкреплены реальными успехами. А может, и правда, не грех и похвалиться?! Ведь действия не всегда громче слов. Да и вообще, гордится тем, что сделал очень хорошо, разве плохо? В общем, сам себя не похвалишь...


Признаюсь, мне симпатично мнение писательницы Пегги Клаус, которая уверена: начальники любят хорошие новости, так зачем лишать их удовольствия рассказать о своих свершениях на рабочем месте? Порадуете босса да еще заработаете дополнительные баллы на свой счет. Пегги так увлеклась данной темой, что написала книгу под названием «Бахвальство! Искусство трубить о себе во все рога», где объясняет наше отвращение к «самохвальству» культурными и социальными стереотипами, которые ставят барьеры, не давая уверенно заявить о своих достижениях.


А ведь и правда, почему, на вопрос о ком–то значимом для нас, уважаемом, любимом мы готовы изливать словесный елей часами, а о своих личных заслугах только мямлить что–то невнятное? Скромность украшает, когда нет других украшений? Звучит немного нагловато? Но в таком случае почему самый экстравагантный арт–фантазер Сальвадор Дали однажды признавался, что скромность — его природный изъян?


Интересно, что о саморекламе думают нынешние работодатели? Позвонив в одну крупную туристическую компанию, поинтересовалась у директора: «Как относитесь к активной самопрезентации соискателя?» И получила развернутый ответ: «Если вы не готовитесь к яркому рассказу о себе, на мой взгляд, вы не готовитесь к собеседованию. Толково и красиво рассказать о своих достижениях очень важно. Ведь более 60 процентов успеха любого человека зависит от умения подать себя. Так говорите! О своем опыте работы, отлично выполненном проекте — это все уместно и правильно».


В общем, все на разработку позитивной «Я–концепции»! Только вот красивая подача не подразумевает мифотворчества. Возможно, кто–то удивится, но окружающие отнюдь не дураки. Приписывать себе заслуги, которыми не обладаете, опасно и глупо. Что касается поиска золотой середины между самодовольным выпячиванием и жеманной скромностью, тут уж думайте сами, решайте сами...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter