От бумаги к цифре в гимназии перешли только в этом году, причем ускоренными темпами. Во время первой четверти опробовали проект на одной параллели в седьмых классах. Дальше по плану был постепенный переход сначала средних классов и только в третьей четверти — старшеклассников. Но на практике все получилось куда проще, рассказывает заместитель директора по учебной работе Анжела Фаенко:
— По результатам первой четверти мы увидели, что вопрос прошел организационно очень хорошо и преподаватели довольны. В итоге предложили не растягивать на весь год, а перейти сразу всем со второй четверти. Многие учителя говорят, что очень быстро адаптировались к заполнению электронного журнала, для них это не составляет никакого труда. Что, возможно, связано еще и с тем, что наш коллектив привык к инновационной деятельности и очень подвижен.
Анжела Фаенко
Как к нововведению относятся сами учителя? С одной стороны, им приходится дублировать информацию в бумажном и электронном виде, что объем работы, мягко говоря, не уменьшает. С другой — многие технические изменения считают позитивными. Говорят, можно в любое время заполнить такой журнал, в то время как бумажный — только в стенах гимназии. Учитель математики Ольга Карпович работает в шестых и девятых классах и пришла к выводу, что у ребят помладше система вызывает больший интерес. Тут дело и в детской активности, и в меньшей загруженности учебой. Поэтому они шустро отзываются, охотнее решают тесты. Но главное, если в бумажном дневнике ребенок может забыть записать домашнее задание, то здесь уже пройденная тема, комментарий к уроку, отметки и домашнее задание из электронного журнала автоматически дублируют в дневник. Особенно это важно для ребят, которые пропустили урок. Ольга Карпович акцентирует внимание: вообще, интересных вариантов масса, например, можно делать рассылку тестов, а потом смотреть, за какое время их выполнил каждый ученик, сколько сделал ошибок. При этом есть готовые тесты, а есть возможность формировать задания. Или такая ситуация: в параллели плохо написали письменную работу. Тогда педагог может еще раз проверить знания своих учеников, выслав дополнительный тест по теме, в котором будет заложена возможность либо один раз проверить усвоенное, либо несколько раз прогнать задания по теме.
Учитель математики Ольга Карпович заполняет электронный журнал и дневник
Так что электронные журналы педагогам, как правило, нравятся, особенно когда удается до конца разобраться во всех тонкостях работы. Да и родители, по словам учителей гимназии, живо интересуются новинкой, высказывают пожелания, чтобы все отметки выставлялись вовремя. У мам и пап, к слову, есть выбор, какой из двух режимов электронного дневника оплатить. Или базовый пакет с возможностью просматривать информацию об учебе ребенка на предыдущей, текущей и будущей неделях. Или расширенный, где есть даже соотношение успеваемости школьника по сравнению с его одноклассниками. Сами же ученики признаются: такие перемены — это скорее для родителей. Шутят, что бумажный дневник можно было спрятать, а тут уже двойку не утаишь. Кстати, по словам Анжелы Фаенко, доступ ко всем дневникам гимназии есть только у нее (как у админа и завуча, который курирует направление). Остальные завучи получили доступ к классам, которые они курируют, классные руководители — к дневникам учеников своего класса, а учителя–предметники могут вносить информацию только по своему предмету.
Ученица 9 «г» класса Арина Мамай заполняет школьный дневник
Создатели электронных журналов часто позиционируют свой ресурс как подспорье для учителя и в плане выставления оценки за четверть. Но вот здесь, единодушны педагоги, не все так просто: система показывает лишь средний балл. А по языкам или математике есть определенные критерии оценки ребенка за четверть, где в первую очередь учитываются контрольные работы...
Цифры «СБ»
Социальный проект «Инновационная школа» сегодня работает в 10 минских гимназиях и школах, еще 30 высказали свое желание поучаствовать в эксперименте, и с ними идут переговоры. По договору, для выставления электронных оценок планшеты получили 487 педагогов.
Прямая речь
Иван Богатко, начальник отдела информационных технологий и защиты информации главного информационно–аналитического центра Министерства образования:
— Проект «Инновационная школа» проводился с сентября по декабрь 2016 года в 10 школах. В отобранных специально для этого проекта учреждениях образования были внедрены сервисы «электронный дневник» и «электронный журнал», а для удобства пользования этими сервисами учителям предоставлены планшеты от мобильного оператора и проведены обучающие курсы. Стоит отметить, что эти и не только элементы уже задействованы в проекте «Электронная школа», реализуемом в ходе исполнения Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 — 2020 годы. Не секрет, что сегодня информационно–коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса, однако не все готовы к полному отказу от привычных вещей — бумажных дневников и журналов.
Фото Владимира ШЛАПАКА
Советская Белоруссия № 19 (25154). Суббота, 28 января 2017