Хутор в огне

Сильные пожары, превратившие минувшим летом в пепелища сотни российских деревень и уничтожившие тысячи гектаров лесов, надолго останутся беспрецедентным событием в соседней стране. Бороться с огненной стихией здесь довелось и белорусским спасателям, которые показали высочайшее мастерство и железную выдержку.

16 лет назад страшный пожар уничтожил 220 гектаров леса у деревни Знаменка Брестского района. Но человеческие жизни и дома были спасены.

Сильные пожары, превратившие минувшим летом в пепелища сотни российских деревень и уничтожившие тысячи гектаров лесов, надолго останутся беспрецедентным событием в соседней стране. Бороться с огненной стихией здесь довелось и белорусским спасателям, которые показали высочайшее мастерство и железную выдержку.

А ведь нечто подобное бывало и у нас. Между деревнями Страдечи и Знаменка Брестского района, по обе стороны шоссе Брест — Томашовка, растет красивая березовая роща. Не все, кто проезжает по этой дороге, знают, что 16 лет назад на этом месте был сосновый лес. Только в один из августовских дней 1994 года он сгорел. Осталось лишь несколько деревьев на окраинах уничтоженного огнем 220-гектарного массива. Но, к чести наших спасателей, ни один человек не стал жертвой того страшного пожара и ни одно строение по соседству с лесом не пострадало.

В тот августовский день на столбике термометра было под 35 градусов тепла, дул порывистый ветер. Дожди за все лето в Брестском районе прошли лишь несколько раз, к августу земля, лишенная влаги, напоминала золу. Сосновый лес в окрестностях Знаменки и Страдечей мог вспыхнуть от малейшей искорки: он изнывал не только от засухи, но и от насекомых, объедающих хвою. В пораженных сосновым пилильщиком деревьях едва теплилась жизнь, даже местные старожилы не могли припомнить, чтобы в окрестностях Знаменки случалось что-то подобное.

Причиной пожара, как зачастую бывает, стал человеческий фактор. На поле по соседству с лесом шла уборка зерновых. Искра от техники попала на стерню, люди вовремя не заметили этого, и подхваченное ветром пламя в момент перебросилось на растущий поблизости сосняк. Пожар сразу же стал верховым. Огонь быстро пожирал обглоданные насекомыми полусухие ветки, а ветер раздувал его и гнал сплошной стеной в сторону шоссе Брест — Томашовка.

Староста деревни Знаменка Василий Герасимук, принимавший участие в тушении пожара, до сих пор помнит, с каким сильным гулом шло пламя на расположенный на окраине леса хутор и улицы Знаменки. К нескольким домам и хозяйственным постройкам густой сосняк подступал вплотную. Хутор и крайние деревенские усадьбы были на пути огня, и казалось, что уже ничто не может их спасти. Едкий дым устилал окрестности, вблизи огненной стены было нестерпимо жарко. Но люди не отступали перед стихией.

— Подразделения пожарных среагировали оперативно, — рассказывает Василий Иванович. — Автомобили, оглашая округу воем сирен, мчались из Страдечей, Домачева, Дубицы и других деревень. Колонна техники в спешном порядке вышла из Бреста. Оттуда же по железной дороге пришел пожарный поезд. Всю приспособленную к перевозке воды технику задействовали в соседних колхозах. Люди с лопатами, ведрами и другими подручными средствами тоже спешили на пожар. Беда показала, что к ней нет равнодушных.

А огонь стремительно распространялся по верхушкам деревьев. Была определенная надежда на то, что широкое асфальтовое шоссе станет преградой для пожара, но она сразу растаяла, как только охваченные пламенем ветки с порывами ветра полетели на противоположную сторону дороги. Василий Герасимук сам в прошлом был пожарным с 23-летним стажем, но такого он еще никогда не видел.

— Это был настоящий ад, — делится воспоминаниями староста Знаменки. — Солнце спряталось за густым едким дымом, а по небу летали «охапки» огня, цеплялись за еще не тронутые пожаром сосны и с треском пожирали сухую хвою.

В скором времени стена пламени подобралась к железной дороге, расположенной примерно в километре от шоссе. И здесь огонь по воздуху в мгновение ока перекинулся на лес, растущий за высокой железнодорожной насыпью. Люди и техника едва успевали за стремительным продвижением пламени. По оценкам пожарных, горело около 200 гектаров леса. Значительные силы были сосредоточены на южной окраине соснового массива, где огонь по-прежнему не отступал от домов. Дворы, дома, хозпостройки были обильно политы водой, распространение пламени сдерживали сменяющие одна другую пожарные машины и люди, использующие любые подручные средства.

С противоположной стороны пожар угрожал кладбищу. И здесь были предприняты все меры, чтобы не допустить распространения огня.

Пожарный поезд тушил лес, растущий по обе стороны железной дороги. Часть техники в спешном порядке была направлена к границе с Польшей, чтобы встретить огненную стихию на крайнем рубеже, в нескольких десятках метров от реки Западный Буг, и не дать ей распространиться на территорию сопредельного государства.

Вооружившись бензопилами, люди валили наземь деревья. Пламя заливали водой и пеной. И в невероятно сложных условиях огонь был укрощен. Правда, бороться с ним пришлось не только днем, но и на протяжении всей ночи. В общей сложности тушение пожара заняло более суток.

Лес еще долго дымился, вблизи его дежурили пожарные расчеты, не смыкали глаз местные жители. Глядя на черные остовы сгоревших сосен, каждый с ужасом вспоминал, что пришлось пережить совсем недавно.

Михаил Ливай, Вера Киричун, Николай Головейко и другие хозяева домов, которым пожар угрожал в первую очередь, до сих пор не могут забыть страшный гул огня и черный дым, застилавший небо. Просматривая по телевизору репортажи о пожарах в России, они искренне сочувствовали людям, оказавшимся в беде.

— Природа часто испытывает нас на прочность, — говорит начальник Брестского областного управления МЧС Константин Шершунович. — Причем зачастую в стихийных бедствиях, наподобие того, которое летом 1994 года случилось возле деревни Знаменка, присутствует так называемый человеческий фактор. Большинство наших сотрудников, участвующих в тушении того пожара, ушли в запас. Это были настоящие профессионалы, на мастерство которых мы равняемся сегодня. Некоторые из них работают и поныне. Например, заместитель начальника областного управления МЧС Александр Грицак.

От возгораний мы не застрахованы и в настоящее время. Но все они имеют локальный характер и ликвидируются на ранней стадии. 12 лет назад и была создана служба МЧС, чтобы эффективно противостоять чрезвычайным ситуациям. Современное техническое оснащение, маневренность, а главное — высококвалифицированные кадры позволяют справляться с самыми сложными задачами. Поэтому в последние годы в лесах и на торфяниках все под контролем.

Александр КУРЕЦ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter