Хурма и газ уйдут от нас?

Узбекистан  без  всяких  объяснений  и  видимых  на  то  причин  подал  заявку  о  приостановке  членства  в  ЕвразЭС

Узбекистан  без  всяких  объяснений  и  видимых  на  то  причин  подал  заявку  о  приостановке  членства  в  ЕвразЭС 

За общей суетой и поиском универсальных рецептов, которые могли бы застраховать экономику стран СНГ от наступающего по всем фронтам глобального финансового кризиса, осталось в тени одно знаковое событие. Руководство солнечного Узбекистана подало ноту о приостановке членства в интеграционном образовании — ЕвразЭС. В странах — членах Евразийского экономического сообщества данный факт восприняли сдержанно, хотя все понимают, что «восточный маятник» руководителя Узбекистана Ислама Каримова качнулся явно не в сторону интересов своих бывших партнеров. Председатель постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Нина Мазай считает, что сначала следует выслушать аргументы узбекских коллег, а потом делать окончательные выводы. Поступок Узбекистана может объясняться спектром проблем, которые накопились у него на стадии роста и определения своего места в современном мире. 

Какие же мотивы могли подтолкнуть Узбекистан к столь категоричному решению? 

Заглянем в недалекую историю. В 2001 году, когда создавалось торгово-экономическое сообщество ЕвразЭС, Узбекистан входил в практически аналогичное образование ГУАМ вместе с Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдовой. Не секрет, что данная организация была создана под патронатом западноевропейских потребителей углеводородного сырья, а также США в противовес, а точнее, в пику России как одному из мировых монополистов энергоресурсов. Однако не все так просто под луной: вскоре Узбекистан попал в немилость за силовое пресечение в 2005 году массовых беспорядков в Андижане. Тогда, по данным некоторых источников, в столкновениях с войсками погибли более тысячи человек. Против восточной страны, где самая сладкая хурма и дешевый природный газ, США и их западноевропейские партнеры ввели ряд санкций. Узбекистан оставляет излишне политизированное объединение ГУАМ и в начале 2006 года на саммите в Минске стучится в двери ЕвразЭС и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Ответ был положительным, и новому члену предстояло влиться в общие интеграционные процессы, которые во многом инициируют Беларусь, Россия и Казахстан. Однако новичок до сих пор не ратифицировал ряд важных  правовых документов и соглашений, принятых в рамках сообщества.

Безусловно, Узбекистан пришел в ЕвразЭС со своими интересами, в частности хотел наладить эффективное использование и спасти усыхающие реки Амударью и Сырдарью. На саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) узбекская делегация раскритиковала ближайших соседей за активное строительство объектов гидроэнергетики на этих реках, которые урезают дефицитные водные запасы страны. Понимания в этом вопросе внутри ЕвразЭС Ислам Каримов не нашел, а США тем временем активно выделяли гранты Узбекистану на решение его водных проблем. Ташкент был не совсем доволен и реальными очертаниями таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, принципами формирования таможенных границ, а также тарифной политикой. Впрочем, данные противоречия реально было разрешить и в рамках Евразийского сообщества, была бы на то воля его участников.

Время шло. Аналитики предрекали кризис в отношениях Узбекистана с другими членами ЕвразЭС. И он грянул. Практически одновременно с выборами нового американского президента с Ташкента были сняты прежние санкции. Когда речь заходит о цене тепла в домах жителей Старого Света, демократические ценности для стран бывшего Советского Союза сразу как-то девальвируются. Узбекистан вновь оказался вне критики и мог себе позволить смену внешнеполитических ориентиров. Ответный ход – заявка о разводе с бывшими партнерами. С расчетливостью, присущей только Востоку, Узбекистан дал понять, и в первую очередь США, что он вновь готов представлять их интересы в этой части азиатского континента. Кроме военной области, бесспорно, оживится сотрудничество в вопросах поставок природного газа в страны Евросоюза. Узбекистан сегодня входит в десятку крупных мировых производителей газа. Ташкенту вновь предложат присоединиться к проекту газопровода Nabucco, смысл которого — свести до минимума энергетическую зависимость от России. Однако следует вспомнить изречение незабвенного красноармейца Сухова о том, что Восток – дело тонкое.  Добившись от российского «Газпрома» наиболее выгодных условий по закупкам природного газа, Ташкент на практике вряд ли откажется от сделок, сулящих его стране реальную выгоду. Не случайно узбекский лидер недавно ответил отказом своему коллеге из Болгарии Георгию Пырванову относительно участия в газовом проекте Nabucco. За далеко идущий жест Запада, связанный с отменой санкций, умудренный жизненным опытом узбекский лидер рассчитался той же безналичной валютой: ни к чему не обязывающим решением не выйти, а приостановить участие в ЕвразЭС. Сегодня приостановить, а завтра —  как карта ляжет.  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter