Евгений Писарев: “В театр сейчас стали ходить не за развлечением, а за надеждой”

Худрук московского театра имени Пушкина Евгений Писарев стал гостем минского форума театрального искусства «ТЕАРТ»

Художественный руководитель Московского драматического театра имени А.С. Пушкина заслуженный артист России Евгений Писарев — человек не публичный и, как теперь принято говорить, не медийный. Впрочем, за него говорят не слова, а дела. За шесть лет его художественного руководства этот театр вышел на авансцену театральной Москвы, став одним из главных ее героев, и, похоже, не собирается пятиться к заднику, чтобы занять место среди статистов. Наоборот, труппа много гастролирует по миру, участвует в международных фестивалях. Вот и на минский “ТЕАРТ” этот коллектив приехал уже во второй раз и привез спектакль английского режиссера Деклана Доннеллана “Мера за меру”.

— “Мера за меру” — не брендовая пьеса Шекспира, — считает Евгений Писарев. — Это не “Гамлет”, не “Ромео и Джульетта” и не “Двенадцатая ночь”. Ничего смешного там не происходит. Специалисты называют эту пьесу “проблемной”. В ней представлена история коррумпированного города. При этом я не думаю, что “Мера за меру” — политически острый спектакль. Тут в принципе заданы глубокие вопросы, пусть и связанные с политической жизнью: откуда берутся запретительные меры и законы? От чего они спасают, а отчего спасти все равно не могут? Где грань между человеческими желаниями и ответственностью за них?

Это такая проблемная история, которая с успехом идет в Москве, пусть и не так часто, как другие спектакли. Она имеет колоссальный успех и на Западе. Мы показывали эту постановку в Западной Европе, в частности, на фестивале в Эдинбурге, и в США. Может, где-то спекулируют темой спектакля, заявляя, что это портрет современной России. Но это совершенно не так. Режиссер Деклан Доннеллан сделал общечеловеческую историю, в ней больше про людей, нежели про город и государство. Про то, что все мы живем в тревожное время.


Фото: teatrpushkin.ru

— Но не безысходное?

— Я никогда не употреблял бы в речи такие слова, как “безысходность”. Тревожное время. В театр сейчас стали ходить не за развлечением, а за надеждой.

— Вы работали у Деклана Доннеллана ассистентом, хорошо знаете его режиссерский почерк, видели всю кухню изнутри. Взяли что-то для себя из этого опыта?

— Я прошел с Декланом много этапов. Сначала был его актером, затем — ассистентом, после — практически коллегой. А сейчас выступил в роли его работодателя. Фактически пригласил в театр учителя, человека, который когда-то дал мне профессию и работу. Поэтому мне сложно в двух словах сейчас сказать, чему он меня научил. Очень многому. Я взял от него понимание жизни, театра, отношение к искусству и актерам. Его главное отличие от наших режиссеров в том, что режиссура для него не работа, а способ существования. Он всегда говорит: ты думаешь, что ставишь спектакль, но на самом деле ты проживаешь часть своей жизни. И поэтому делать это надо с теми людьми и авторами, с кем тебе будет приятно и интересно. Деклан — целая планета.

— Вы шесть лет руководите театром. Трудно ли сохранять баланс между так называемыми кассовыми спектаклями и, условно говоря, интеллектуальными?

— Нет, не трудно. Я долгое время работал с Табаковым в МХТ. У него возможностей гораздо больше, чем у меня, но даже он всегда соблюдает этот баланс. Часто слышал от Олега Павловича: комедия в театре — признак его здоровья. Когда в зале смеются, это хорошо. В самых драматических вещах он всегда пытается найти юмор, ироническую интонацию...

Я спокойно отношусь к тому, что выдающийся спектакль Юрия Бутусова “Добрый человек из Сезуана” будет собирать меньше зрителей, чем “Женитьба Фигаро”. Говорю это не только как художественный руководитель, но и как театральный менеджер. Театр должен быть разнообразным и при этом сохранять свое лицо.

— Вы по-прежнему лояльно относитесь к участию ваших актеров в телевизионных шоу, в том же “Ледниковом периоде”?

— Конечно, это способствует популярности театра. К примеру, лет 20 назад существование труппы Льва Додина было очень закрытым. Нигде, кроме театра, актеры не работали. И посмотрите на сегодняшнюю труппу: Данила Козловский, Елизавета Боярская, Ксения Раппопорт играют и в других театрах, участвуют в различных проектах. Само время изменилось. Не понимать этого и не чувствовать глупо.

— В одном интервью вы говорили, что некоторые сериальные актеры сегодня снова хотят работать в репертуарном театре. Взяли бы на работу ваших однокурсников Дениса Матросова или Анастасию Заворотнюк?

— А зачем? Им это не нужно. У них совершенно другой график, другие приоритеты. Просто репертуарный театр нужен не всем актерам, некоторые предпочитают антрепризу. Репертуарный театр — это работа в коллективе, актер находится в постоянной зависимости от других. Может, кому-то он дает нечто большее, чем съемки в сериалах: смысл жизни, ощущение роста и творчества. Наши актеры Виктория Исакова, Владимир Жеребцов, Анастасия Панина активно снимаются в кино и сериалах сегодня.  

— Вы, кстати, забрали в труппу выпускника Белорусской государственной академии искусств “Мистера Беларусь — 2014” Кирилла Дыцевича...

— Посмотрим, как у него будет складываться судьба. Театр требует вложений, учебы, ежедневного тренинга, большой внутренней работы. Кирилл сейчас нарасхват, бесконечно снимается в сериалах в Беларуси, Украине и России. Как сложится его театральная карьера, будет зависеть только от него.

— А появится ли в новых постановках театра ваш ученик Сергей Лазарев, который очень активно занимается своей эстрадной карьерой?

— Театральный зуд у него остался, и мы уже думаем про новую работу, хотя “Женитьба Фигаро” еще довольно свежий спектакль. После того как Сергей так уверенно выступил на “Евровидении”, его популярность неимоверно возросла, он чуть ли не ежедневно дает концерты. Тем не менее находит в своем графике четыре дня в месяц, чтобы отдать их театру Пушкина. И работает с большой отдачей — для моих актеров и студентов он является примером того, как ответственно артист должен относиться к своей профессии.

— Вы долгое время работаете c театральным художником Зиновием Марголиным, который начинал свою творческую деятельность в Минске...

— Мы работаем с ним уже десять лет. Мне нравится, что Зиновий Марголин — театральный мыслитель. Замечательный художник, но при этом очень тонко чувствует современный театральный процесс. Порой мне кажется, что образы, которые он создает в наших спектаклях, поднимают на новый уровень мою режиссуру и мои идеи. Зиновий всегда ставит очень мощные и серьезные задачи. Я по своей сути человек если не компромиссный, то очень сговорчивый. А он живет по принципу: жизнь одна, и нужно прожить ее так, чтобы всем было мучительно больно. 

Мы сделали с Марголиным потрясающие спектакли в Большом театре России, в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, в Московском художественном театре. И везде нам замечательно работалось. Вот и сейчас продолжаем сотрудничество в театре имени Пушкина. Он мой друг, товарищ и в каком-то смысле учитель.


СПРАВКА “НГ”

В 1993 году Евгений Писарев окончил Школу-студию МХАТ (курс Ю. Еремина) и был принят в труппу театра имени Пушкина. 

С 1996-го работает и как режиссер. Снимался в сериалах “Каменская-3”, “Таксистка”, “Марш Турецкого”, “Супер Макс” и других. На протяжении нескольких лет сотрудничал с английским режиссером Декланом Доннелланом в качестве режиссера-ассистента спектаклей. 

С 1999 года преподает актерское мастерство в Школе-студии МХАТ, с 2013-го — руководитель актерского курса. 

С июня 2010 года — художественный руководитель Московского драматического театра имени А.С. Пушкина.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter