Художникам снова худо?

Снова неспокойно в Белорусском союзе художников.
Снова неспокойно в Белорусском союзе художников. На сей раз волнения связаны с утвержденным 25 сентября постановлением "О минимальных ставках авторского вознаграждения за создание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства".

Дело в том, что еще в 2000 году Министерство культуры обратилось в БСХ с предложением разработать обоснованные ставки минимальных авторских вознаграждений. Целый год под руководством главы союза Владимира Басалыги шла работа над проектом. Он был представлен в Минкультуры, где посчитали необходимым минимальные ставки гонораров, разработанные БСХ, уменьшить в 10 раз. И уже в таком виде нормативы были утверждены Советом Министров... Сегодня мы даем возможность высказаться заинтересованным сторонам.

"Художники будут нищенствовать"

Владимир Басалыга,

председатель Белорусского союза художников

: - Над проектом, представленным нами в Минкультуры, работали специалисты из экспертных органов того же министерства, а также союза художников. Из чего мы исходили? Прежде всего из того, что ставка авторского вознаграждения, то есть творческий гонорар, включает в себя: расходы художника - оплата мастерской, затраты на пленэр, по материалам (40 процентов от суммы), пенсионный фонд, налоги и бюллетень. Когда мы все это подсчитали, оказалось, что на жизнь остается меньше 30 процентов. И это при том, что многое, я повторю, многое в этот список мы не включили. Ну, например, выезды за границу, чтобы, что называется, "наполниться" впечатлениями... В Министерстве культуры нас выслушали, вроде бы поняли и... безосновательно уменьшили поданные нами расценки в 10 раз. Но прежде чем решить, во сколько раз их урезать, нужно было собраться за "круглым столом" с разработчиками проекта. Этого не случилось. В таком случае позвольте вопрос: где обоснования того, что назначены такие унизительно низкие расценки?! Значит, по символической цене государство будет пополнять свои фонды, а в это время художники будут, грубо говоря, нищенствовать? Нам объясняют, дескать, это - минимальные ставки... Но ведь заказчиками на наших предприятиях являются государственные учреждения, которые боятся сделать и шаг, если он не прописан в документе. Неужели они решатся на большое увеличение минимальной цены? Ну вместо 100 долларов дадут 120... Все!.. Ни один художник за эти деньги существовать не сможет. Да, в постановлении фигурирует цифра 4 миллиона - минимальный гонорар при создании конной статуи. Но ведь ее заказывают раз в столетие... И, кроме художника, в ее создании задействована масса людей - исполнителей, которые будут получать вознаграждение тоже из этой суммы. Я считаю, что министерство проявило непрофессионализм... И время это докажет. Возможно, даже раньше чем через год...

"Это документ о том, что меньше платить нельзя"

Владимир Рылатко,

первый заместитель министра культуры

: - Последнее постановление об авторском вознаграждении за создание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства было издано в 1994 году и практически действовало до сих пор, несмотря на то, что за это время законом уже были определены иные подходы к определению выплаты гонораров. В связи с этим прежнее постановление требовало пересмотра. Для чего нужны утвержденные минимальные ставки? В первую очередь для того, чтобы защитить авторские права творческих людей, в данном случае - художников. Скажем так, это - гарантированный государственный предел, ниже которого опускаться нельзя. Минимальные ставки, если перевести их в долларовый эквивалент и сопоставить с уровнем жизни 1994 года, равны максимальным расценкам того времени. Таким образом, создан, на мой взгляд, справедливый и, главное, крепкий барьер, ниже которого не только Министерство культуры не имеет права опускаться, но и остальные государственные учреждения. Верхнюю границу мы не определяем. Цена госзаказа будет формироваться исходя из ценности произведения и материальных возможностей заказчика. Были предложения сделать минимальные ставки выше: а, мол, не можешь - не покупай. Это неправильно. Нужно оставить возможность приобретать произведения искусства и организациям, которые не могут заплатить большие деньги. Еще раз хочу повторить: это документ не о том, сколько платить художнику, а о том, меньше чего платить нельзя. К тому же художники свободны в заключении договора. Ведь все границы оплаты устанавливаются реальным договором "покупателя" и реальным договором "продавца". Если последнего что-то не устраивает, он может сделку не заключать. Но, как показывает практика, цены, установленные государством, значительно выше, чем те, которые существуют в салонах-магазинах. Превышают они и цены, установленные на рынке искусства.

Требуется "вилка"

Владимир Уроднич,

художник, заслуженный деятель искусств

: - В наших жизненных условиях было бы уместнее в постановлении о минимальных ставках авторского вознаграждения предложить развернутую "вилку" - от и до. Психологическое состояние общества таково, что все чиновники ждут некоей регуляции - в каких пределах они могут двигаться. Чиновник по своей сути - подстраховщик; не в последнюю очередь его интересует, накажут за это или нет. И "плавать" в свободных рыночных условиях он может лишь рядом с какой-то цифрой. Потому что завтра на службе ему могут предъявить претензии о превышении полномочий, со всеми вытекающими из этого последствиями. Так быть не должно. А почему происходит?.. Потому что решения принимаются людьми некомпетентными. В подготовленных Союзом художников расценках был свой перегиб. Но решать этот вопрос так односторонне тоже нельзя...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter